На Украине пытаются укрепить вооруженные силы. То их сокращали годами и не финансировали. В идеальных условиях, к слову сказать: Запад лоялен, Россия тоже, воевать не с кем, сокращай сколько влезет. Так можно было вообще без армии жить, оставить пару-тройку аэромобильных бригад да авиацию, а все остальное пусть внутренние войска контролируют. Теперь создали себе проблему сами.
Начинают разворачивать кадрированные части. Это такая ограниченно боеспособная, а то и совсем небоеспособная часть, в которой большая часть ненужного в мирное время личного состава отсутствует. Есть штаб, заняты некоторые офицерские должности внизу, и техника по штату. База хранения при сторожах.
Быстро развернуть не выйдет. Украинская армия совсем плоха, некомплект офицеров младшего звена даже в нынешних вооруженных силах достигает 60 процентов. То есть понимаете - двое из трех нужных офицеров отсутствуют.
Теперь попробуйте понять, что это такое в условиях пополнения кадрированных частей. Это мало того, что в обычных частях офицеров нет, так именно младших офицеров не хватает и в кадрированных. Рядовых резервистов загнать в ряды еще как-нибудь получится, а откуда извлечь подготовленных лейтенантов, чтобы вести их в бой?
Додумались до того, что в апреле 700 учащихся выпускных курсов Национального университета обороны досрочно получат погоны младших лейтенантов и направятся в войск, и уже к 15 апреля должны прибыть к новым местам службы.
Это пока пункт один. А теперь пункт два.
Не позднее начала мая, еще ДО ВЫБОРОВ, в украинские военные вузы пройдет зачисление особых кандидатов. Это будет консолидированный список обучающихся от правонационалистического фланга, в том числе от «Правого сектора». Некоторые указывают, что решение о приеме в военные ВУЗы по политическому, как вы понимаете, набору было продавлено американцами. Они поставили это условием для выделения денег на подготовку и оснащение новых кадров украинских военных.
Почерк узнается сразу. «Национальная гвардия» радикалов, вид уже в профиль. Первый наскок не удался. Национал-комиссары в частях не прижились и не получили сильного мандата сверху на право диктата военным. Теперь этих людей пытаются внедрить в саму армию, как бы изнутри.
И еще один аспект. Кто помнит, история оснащения Национальной гвардии тянется уже давно. Сначала ей хотели передать технику и оружие внутренних войск, короче, повесить снабжение Нацгвардии на шею МВД, и МВД ею командовать, кстати, не могло. Само собой, МВД это не было нужно вообще никак, и министр Аваков полез в драку с националистами и крышующим их секретарем Совбеза Парубием. Своего Аваков добился, и сделал он это на понятном национал-боевикам языке. Пристрелил особо борзого гражданина Музычко, известного как Саша Белый.
Теперь Нацгвардию точно так же пытаются продать военным. В свете этого замечательнейшего факта становятся понятны некоторые последние события, в том числе отставка с поста министра обороны адмирала Игоря Тенюха.
С официальной точки зрения Тенюх поплатился за безвольную сдачу Крыма. В этом есть сермяжная правда, но далеко не вся. Адмирал-министр позволял себе слишком много самостоятельности.
Самое главное, однако, в другом. Тенюх упрямо не хотел передавать вооружение и армейскую инфраструктуру (типа баз и полигонов) в ведение Нацгвардии. И политизированно-военизированная структура, которая получила бы над армейскими частями комиссарский контроль, министра не устраивала тем более. Он продолжал гнуть привычную линию украинских военных. Армия мол вне политики и никаких национал-комиссаров мутного вида и полууголовного происхождения ей не надо. Тем более, никаких комиссаров с полномочиями отдавать приказы офицерам.
После того, как национал-боевики обломались о хитрого и жесткого Авакова, они начали продавливать смену главы Минобороны, и своего добились. Вместо задиристого флотского Тенюха пришел Михаил Коваль, которого считают более управляемым. При нем Нацгвардия планирует получить нужные ресурсы и вооружение без лишних торгов с кадровыми военными.
В партии «Батькивщина», которая стала питомников кадров для новой администрации при Яценюке и Турчинове, суть миссии Коваля нисколько не скрывают. В частных разговорах произносятся одни и те же слова. Армия Украины, говорят они, институт с тяжелым советским прошлым, и поставленные перед ней..