В продолжение поста о маме.
Вот этого.
https://lbond47.livejournal.com/430905.html Навеяло, нечаянно, набрела в Инете на книгу дочери Г.Щербаковой, которую любила и люблю, нет не дочь, а маму.
Первое воспоминание, может быть. Большая светлая, полная солнцем веранда
у нас в деревне? селе? Дверь. У нас в гостях, как всегда летом, дети родных папиных сестер из города Донецка, их посылали к нам на воздух из пыльного угольного Донбасса, чтоб попили парного молока. Мне 4-5? Не знаю.
Изучая эту самую дверь, сестрички зажали мне палец. И вот мама со мной на руках бежит к врачу? доктору? Скорее в амбулаторию, к фельдшеру, я ору благим матом, мама вся дрожит, помню все это. Сейчас думаю, ну и чего так испугалась мама, я то, понятно чего орала, больно. На пальце остался знак, вернее на ногте, я теперь себе говорю, что это Бог оставил отметину, что б не забыть меня и дать мне долгую счастливую жизнь.
Как ей жилось? Моей маме? Папа был парторгом в нашей большой деревне, зерносовхоз "Керменчик". Когда брат пошел в школу, у него спросили фамилию, и он ответил "парторг". Сколько бы сейчас не говорили и не издевались о партработниках, но папа работал с зари до зари и отвечал за все.
У нас было хозяйство, корова, свинья, кролики, гуси, куры и утки и пр. И трое детей. Всем управлялась мама, представьте себе, а я не могу эту работу представить на плечах женщины. Папа работал. Была ли она счастлива?
Она сама из большой (12-17 детей) крестьянской, кулацкой (потом и раскулачили) семьи, из Сибири, тогда Пемский край, сейчас Свердловская, нет, простите, Екатеринбургская область. Мало рассказывала, но у всех ее братьев и сестер были дома, коровы, лошади и пр. А картошка, она вспоминала, помещалась у нее от ладошки до локтя. А ее любимые Сосьва и Каква самые красивые реки. А сейчас нашла в Инете ее село Щучье озеро, красота неописуемая.
Потом, мне было 7 лет, папа сильно заболел, пролежал в больницах полгода, с работы уволили и теперь уже мы поехали в г. Донецк в сестрам моего папы. Кто же еще не поможет и не поддержит, как не родные сестры.
Как сейчас понимаю, мы жили трудно и голодно, но мы, дети, этого не чувствовали. Осталось у меня чувство счастья и безмятежности, меня мама посылала отдавать занятые 3 рубля до получки соседке, жене шахтера, шахтеры получали 500 рублей, а папа 90 рублей, мама 45 рублей. Кем только мама не работала, телефонисткой на коммутаторе, химиком на станции, где смягчали воду, подаваемую в шахты и многие многие "работы.
Мама оставляла мне ( с 8 лет) 1 рубль, я шла в магазин и покупала полкило мяса, на на семью из 5 человек. И сейчас помню лицо мясника, который с уважением расспрашивал меня, зачем нужно мясо и продавал то, что мне было нужно. Конечно никаких там холодильников у нас не было в 50-х годах, как и в Китае в 90-х .На кухне мама расставляла в тарелках "ингредиенты" супа или борща, которые, по ее расстановке, нужно было по очереди закладывать в кастрюлю. Сварив суп или борщ, я доставала мясо и готовила из него второе. У нас всегда в погребе были кадушки с солеными, мамой, помидорами, огурцами, капустой с яблоками, картошка, моркошка и пр. Мама часто пекла пирожки, мы их так любили, только теперь понимаю, что это был верный способ, что б мы не голодали. Но и ломоть (кусище) хлеба, обмакнутый в воду, а потом в сахар и вынесенный на улицу для себя и друзей был оооочень вкусный. Голода не помню. Спасибо маме.
Конечно, мы и дружили и дралИсь регулярно с братом (старше меня на 1,5 года) и с сестрой ( младше на 4 года). Только помню, как мама пытается кого-то и нас заставить помыть полы или посуду и говорит, Милу не трогайте, она уроки учит. А я, бессовестная, никогда не учила уроки, все запоминала на уроке или просматривала по диагонали на переменке, училась хорошо, хотя никогда не гналась за оценками, просто любила учиться и учителей. Меня не хвалили родители, но это, Милу не трогайте!! И продолжала читать худ. литературу, спрятанную в выдвижной ящик стола.
В деревне у мамы в гардеробе, нет, шифоньере были прекрасные платья из крепдешина, крепжоржета, бархата и панбархата(оттуда я и узнала названия этих тканей), штук 5-7 прекрасных туфлей на каблуках, шляпки из прошлой жизни на западе Украины. Но та ее жизнь закончилась, жалела ли она?
Помню, как она радовалась моим подаркам, когда я приезжала из Дагестана (где я училась) на каникулы и праздники. Какие-то ткани на платье, на халат, купленные на ее же деньги, посылаемые мне. Она вся светилась и говорила, пошив какой-то халат, что чувствует себя в нем барыней.
Когда заболела раком, долго лежала, боли были жуткие, уже не помогали никакие уколы, ни слова жалобы, все сносила стоически. Откуда этот стоицизм, эта мудрость? Только, помню, в очередной мой приезд, по телику запели "Один раз сады цветут", встала с трудом с постели, подошла к телику, говорит, нет, как пела Анна Герман, никому не спеть. Может и в ее жизни была ЛЮБОВЬ?? Герман приезжала к нам Донецк и я водила маму на ее концерт. Еще, помню я повела ее на концерт Аллы Пугачевой, в первый ряд, сама не любила Пугачеву до того концерта, она покорила и меня и маму.
Нет слов выразить благодарность маме, нет слов пожалеть, что не сумела что-то еще для нее сделать.