135 лет со дня рождения о.Павла Флоренского (21 января 1882 - 8 декабря 1937)

Jan 22, 2017 08:04

Оригинал взят у antiguo_hidalgo в 135 лет со дня рождения о.Павла Флоренского (21 января 1882 - 8 декабря 1937)



«Священство о. Павла,- не имело для себя примеров в истории русской интеллигентской общественности.Можно сказать, что о. Павел своим примером впервые проложил этот путь в наши дни именно для русской интеллигенции, к которой он исторически, конечно, все-таки принадлежал, хотя всегда и был свободен от "интеллигентщины”, враждовал с нею.»

/Из книги: прот. Сергий Булгаков «Слова. Поучения. Беседы»/

«Конечно, с годами мы все, когда-то гении и святые, грубеем, глупеем и опошляемся. У одного раньше, у другого позже появляется безразличие: пасть или не пасть - и змей-разрушитель оценивается просто как змея, хорошо, если не как уж. Грех, греховное отпадение от этой небесной земли - ну, так что ж, сделал - и ничего особенного. И мне хорошо представляется, Адам и Ева после грехопадения тоже, вероятно, сказали друг другу: "Ничего особенного", - сказали потому, что уже огрубели, уже утратили связь с тем Эдемом, который только что сиял перед ними неземной красотою. Но пока связь эта жива и пока зрение не померкло, панический ужас и инстинктивная брезгливость, исступленные и неудержимые, сотрясают душу и тело возле табу, предостерегающего об опасности. Каким-то задним зрением ребёнок знает не только об опасностях, сторожащих по ту сторону ограды, но самые эти опасности; существо их он знает полнее и точнее, нежели самый искушённый жизнью закоснелый грешник. Никакое падение не открывает ему ничего нового, всегда оказываясь лишь убылью жизни, но не приростом её. Ребёнок владеет абсолютно точными метафизическими формулами всех запредельностей, и, чем острее его чувство эдемской жизни, тем определеннее и ведение этих формул. Про себя я, по крайней мере, могу сказать, что вся последующая жизнь мне не открыла ничего нового, кроме одного, - о чём будет сказано ниже, - но и то - открыла не познанию, а смерти, после которой я уже стал не я. Всё же знание жизни было предобразовано в опыте самом раннем, и, когда сознание осветило этот опыт, - оно нашло его уже вполне сформированным, почкою, полною жизни и ждущею лишь благоприятных условий распуститься. И я, как всякий ребёнок, но, может быть, с большею цепкостью, оберегал свою непорочную землю от гибели и твёрдо знал, что допусти хотя бы одну-две трещины в изгороди, как весь сад погибнет.»

/Павел Флоренский «Детям моим. Воспоминания прошлых дней»/

Летом 1917 г. Павел Александрович Флоренский и Сергей Николаевич Булгаков жили в Абрамцево. Часами беседовали, бродя по абрамцевским полям и лугам. Вот так, в беседе, их и изобразил художник М. В. Нестеров. Булгаков задумчив, печален, может, предвидел разлуку с другом, предстоящее расставание с родиной? Флоренский полон веры в разумность мира, радость бытия. Догадывался ли он об опасениях Булгакова? Предвидел ли, как трагично сложится его жизнь?

Друзья отлично понимали и мысли, и настроение друг друга: С. Н. Булгаков, глядя на нестеровский портрет, узрел в лице Павла Александровича благодатную тихость и просветлённолсть, в образе Флоренского - «небожителя», который, однако, был сыном и земли, её тяготы изведал и преодолел стоически, в нём вовсе не было идиллической наивности и примитивности; - революция не стала неожиданностью для отца Павла. Вокруг судьбы Флоренского выстраиваются многие наши версии и вопросы: как мог он, воспитанный в нерелигиозной семье, переживший искусы богоискательства, придти к традиционной вере дедов - Церковному Православию? Как мог он совмещать священство (принятое в 1911 году) с занятиями физикой, математикой, инженерией, наконец, атомной энергетикой? Как удалось ему при огромной занятости создать такую гармоничную семью и успевать в каждом из своих пятерых детей видеть личность и бережно воспитывать её? Своей судьбой, последними мученическими годами в Бамлаге, на Соловках и безвестной страдальческой смертью отец Павел засвидетельствовал - созидание души и мира возможно всюду (по словам Псалмопевца «Аще и сниду во ад - и там есть Ты»). Потому что творчество не в показной борьбе с силами зла, в «трудовом отношении к миру» и «прикосновении голой души к голой душе». Так - в Сковородине - он делал открытия по вечной мерзлоте, на Соловках создал завод, писал стихи, проводил занятия с солагерниками. Интерес к искусству пришёл к Флоренскому в детстве: в его семье любили читать Пушкина, Лермонтова, Диккенса, Шекспира, Гёте. С увлечением слушали музыку Баха, Гайдна, Моцарта, Бетховена, романсы Шуберта и Глинки. «Только это и есть настоящая музыка, - закрепилось во мне с самого детства», - вспоминал Флоренский. Он был даже убеждён, что музыка - его истинное призвание, а что все остальные занятия были лишь «суррогатом того, музыкального». В гимназии Флоренский увлёкся физикой, геологией, астрономией, математикой, иностранными языками. Завёл тетради «Экспериментальные исследования» (как это делал Фарадей) и заносил в них наблюдения над природой, геологические, минералогические и археологические сведения, свои опыты и мысли. Самостоятельно изучал законы движения Ньютона, теории относительности и магнетизма Земли. Сам изготовлял инструменты, приборы для своих опытов. В 1900 г. Флоренский поступил на физико-математический факультет Московского университета. После окончания университета Флоренскому предложили остаться при кафедре математики. Но порыв к знаниям, стремление познать высшую истину, целеназначение человека у Флоренского были столь велики, что он продолжает учиться, поступает в Московскую Духовную Академию. Становится магистром богословия, профессором философии, профессором живописи. Он - математик, физик, инженер-электронщик, астроном, химик. Он - историк искусства, поэт, музыкант, полиглот. В 1920-х годах П. А. Флоренский принимает участие в работе над планом ГОЭЛРО, руководит лабораторией испытания материалов, редактирует «Техническую энциклопедию», пишет книги «Мнимости в геометрии», «Диэлектрики и их техническое применение», одновременно заканчивая «У водоразделов мысли». Свою научно-исследовательскую и производственную деятельность Флоренский не прекращает даже в тяжелейших условиях ссылки: в Сибири работает на мерзлотной станции, на Соловках создаёт завод по производству йода и агар-агара (химическое вещество, необходимое в биологии и кондитерской промышленности) из морских водорослей, становится автором ряда открытий и изобретений… Современники вспоминали, что на лекции Флоренского всегда собиралось огромное количество слушателей: стояли в проходах, вдоль стен, сидели на подоконниках, толпились около дверей. А как слушали Павла Александровича! Внимали каждому слову, чутко ловили его мысли и образы, были под обаянием его магической речи: этот удивительный человек высказывал самые экстравагантные мысли… И хочется верить, вместе с Булгаковым, что труды П. Флоренского не забудутся в России постижимой и в веке нынешнем, который начался ой как тяжко, непросто. Но в котором ничто ценное не должно пропасть, но должно преумножиться, потому что «дела праведника идут за ним» - поскольку дела и имя праведника «есть слово, даже сгущённое слово; и потому, как всякое слово, но в большей степени, оно есть неустанная играющая энергия духа». В последнем письме с Соловков Флоренский с надеждой говорит, как бы приглашая нас к диалогу: «В конце концов таю́ радость в мысли, что когда будущее с другого конца подойдёт к тому же, то скажут: “Оказывается, в 1937 году уже такой-то NN высказывал те же мысли, на старомодном для нас языке. Удивительно, как тогда могли додуматься до наших мыслей!” - И пожалуй, устроят ещё юбилей или поминки, которым я буду лишь потешаться. Все эти поминки через 100 лет удивительно высокомерны…» Многие великие слова, сказанные Флоренским, сбылись, разве что кроме опасений высокомерия потомков - до высокомерия ли нам перед неувядающей памятью о таких незабываемых людях, как отец Павел, тем более сейчас?...

Михаил Васильевич Нестеров.Философы.(С.Н.Булгаков и П. А.Флоренский.1917)



о вере, судьба, моя душа, любовь, М.Нестеров, просто жизнь, художник, живопись, счастье, жизнь, я учусь, люди, перепост, хобби мои

Previous post Next post
Up