Интересные бывают случаи в жизни.
Мне на день рождения, книга на даче, год не помню, но мне было лет 12 подруга подарила старую, в смысле из библиотеки папы, книгу Золя. И я увлеклась и им, Золей, и другими французами.
И она же как-то, на какой-то праздник, 8 марта или Новый год, поздравила меня открыткой, нечаянно, я думаю, репродукции какого-то художника.
Эта открытка у меня сохранилась, просто сейчас не буду ее искать. Не суть важно, какой художник и какая там была картина, не в тему праздника, это помню.
У нас дома были две картины, "Маки", маслом, размером 0,5 м на 0,8 м, примерно, и "Натюрморт с арбузом и фруктами". Тоже большая, тоже маслом. Ни авторов, ни истории их "возникновения" в доме не знаю. Ну и еще коврик на клеенке с Иваном-Царевичем на волке.
Почему меня заинтересовала репродукция? Музыку я уже любила, уроки делала под оперы и оркестры, тогда их часто передавали по радио. Очень любила уроки делать и под спектакли, кто помнит "Театр у микрофона", голоса всех великих актрис и актеров помню до сих пор и люблю их, и голоса, и актеров. И передачи Кабалевского для детей про классическую музыку.
Тогда я не знала ни одного художника. Ни одной картины. Не бывала в художественных музеях. Представляете, как мы жили в ту эпоху, без Инета?
Я нашла в энциклопедии , в библиотеке, у меня не было энциклопедий, имя автора и побежала в книжный магазин, купила еще несколько открыток с репродукциями, и этого автора, и других. Прочитала о них в энциклопедии, тоже в библиотеке, выписала себе все. Биографию, перечень картин.
И заболела. Экономила на завтраках, мама давала мне 15-20 копеек на завтрак в школе, я покупала пирожок за 7 копеек и остальные деньги оставляла в книжном, покупала репродукции. Узнала почти все в нашем городе Донецке книжные.
Ах, кто меня сейчас поймет. Все воскресенья, в субботу мы тогда учились, я проводила на ковре в зале. Я раскладывала свои сокровища по всему "залу". Сортировала их, художников, по "школам". Это слово я вычитала на этих открытках. И была стопочка "не знаю какая школа".
Я выписала из той же энциклопедии биографии всех моих художников, перечень всех их картин. Может и смешно, но эти записи у меня сохранились и сейчас. Я составляла мои списки, каких репродукций у меня еще нет. Но покупала и "дубляж", мне казалось, что на других репродукциях цвета, колор был другим.
Я стала ходить в наш Донецкий Художественный музей. Научилась, интуитивно, подходить к картине вплотную, рассматривать, потом отходить и смотреть и смотреть.
Между прочим, у меня была память фотографическая, я могла посмотреть на переменке на параграф по истории, зоологии и пр. несколько минут по диагонали и запоминала текст почти наизусть. Про меня говорили одноклассники, что я все вызубриваю наизусть. Но мне было некогда зубрить, я читала, дома и на уроках художественную литературу. Потом уже прочитала, что рассматривание "картинок", репродукций повышает, улучшает зрительную память. И такой способ рекомендуют для развития памяти. Для ее поддержания.
Когда я работала ревизором в Ульяновской области, у меня с собой была, огромная любимая коллекция репродукций. Я брала ее с собой в командировки, я просила вечерами, в сельской гостинице, девочек посмотреть на репродукцию и рассказать, что они чувствуют, что видят. Я читала им целые лекции о художниках, о картинах. Много там было официального, а еще больше моих впечатлений.
Помню, мы были в командировке летом, а в том районе жил и творил Пластов. Он только что умер. Вот, мы с девочками в воскресенье собрались в Прислониху. Автобусом, потом несколько км 7-12 пешком. Лето, жара, поля, полные пшеницы или чего-то другого. Нас встретили в доме Пластова как родных, напоили, показали и рассказали все. Каждый односельчанин посчитал за честь позвать нас в свой дом, и в каждом доме оказались его картины, портреты хозяев и их детей. Проводили на кладбище, нас, атеистов, удивил простой крест на могиле и рассказ, что он верил. В Бога.
Я вас не замучила своим рассказом? А мне хорошо сейчас, я там, в юнности.
И последнее. Я долго стояла в очереди на какую-то выставку в Пушкинский, Цветаевский музей. Подошла моя очередь, и вдруг пропускают иностранцев, американцев? англичан? Они говорили на английском. Мальчики подхватывают инвалидную коляску с одним мальчиком. Помните эти ступеньки? И с криком, почти как УРА, бегут, МАТИСС, МАТИСС. Я за ними. Какой такой Матисс. Чему радуются? Они в восторге, а я .... Не понимаю. Не вижу. Не чувствую.
Я подумала, что пока не пойму ЭТОГО Матисса, значит я ничего не понимаю в живописи, несмотря на всю мою любовь. Много раз была, много раз рассматривала, и вдруг однажды услышала, да, это самое верное слово, я его услышала. Музыку. Спасибо тем мальчикам.