2016 BOOK CHALLENGE - 10-11

May 15, 2016 00:22



44. Книга, в которой история тесно связана с литературой или книжным делом: Рэй Брэдбери “451º по Фаренгейту”.

С  литературой 20 века у меня большие пробелы, но никогда не поздно начать их заполнять. Поэтому взялась я за известнейший роман Брэдбери с энтузиазмом и крайне быстро его прочитала, т.к. оторваться было сложно.

Сюжет: Монтэг живет, казалось бы, в идеальном мире, где не существует сколь-либо тяжелых проблем, которые обременяли бы население. Только вот почему-то его жена ни с того ни с сего пыталась покончить жизнь самоубийством, он сам чувствует какую-то внутреннюю пустоту и пропасть, да еще эти непонятные люди, которые встречаются ему на работе, вот зачем им нужны все эти книги? почему они готовы сгореть вместе с ними? А потом он познакомился с молодой девушкой Клариссой, и его мир встает с ног на голову, их мимолетное знакомство рушит идеальную жизнь вокруг, раскрывая его глаза на горькую правду, заставляя проснуться желанию изменений, желанию познаний.


Роман небольшой по объему, но очень емкий по содержанию. В паре сотен страниц содержится история жизни, история обмана, порабощения умов и сильная философия. Язык просто замечательный, яркие образы, красивые метафоры. Читаешь и наслаждаешься не только содержанием, но и формой и подачей.

Тут совсем немного действия, еще меньше диалогов, а цепляет так, что оторваться ты не можешь. Погружение в мир Монтэга происходит стремительно, с первых страниц, и вы не сразу вернетесь в реальность, даже после того как закроете книгу. Мысли о будущем Монтэга и всех остальных людей, мысли о силе влияние книг, о потере людского взаимодействия и об одиночестве не покидают на протяжении всего романа. И не кажется ли вам, что мы становимся таким же обществом? Людьми, которые прячутся за экранами мониторов, зачастую разговаривая обо всем и в то же время ни о чем. Мы теряемся в информационных потоках, которые формируют наше мировосприятие или же просто забивают голову ерундой. Может быть пора учить книги наизусть или хотя бы конспектировать?:)

“451º по Фаренгейту” - то произведение, которое должен прочитать каждый. Прочитать и подумать. А я еще не раз вернусь к жанру антиутопии, чувствую, что мое.


8. Современная проза: Е. Гришковец “Реки”.

Взятая “в довесок” к Бредбери, небольшая повесть-дебют Гришковца была проглочена мной, кажется, в один момент.

Обычно я даю некое сюжетное превью, но тут его невозможно сделать. Эта повесть может быть многим: она может быть разговором по душам с другом, монологом человека с самим собой в ночи, шальной мыслью, которую решили записать, и она потянула за собой новые и новые витки рассуждений, даже заметкой в ЖЖ может быть. Тут нет главного героя, нет конкретного места событий. Точнее все это есть, но имен и названий нет, а значит, теоретически, эти мысли могут принадлежать любому человеку, жившему на территории Сибири, в этих записях можно признать множество городков, которые расположились там же, в Сибири.

Впечатления “Реки” оставили положительное, а еще заставили думать и вспоминать. Думать о том, как ты относишься к себе, своей родине, своему городу и людям тебя окружающим. Вспоминать о том, что тебе было дорого в детстве, какие детали ты не сможешь забыть никогда, какие ощущения взросления испытывал ты сам и когда понял, что стал взрослым.

Я не читала Гришковца. До этой повести случайно видела его фильм “Сатисфакция”, еще помню, что как-то он выступал с рассуждениями-пятиминутками по СТС, но я никогда на них не попадала. И тут с первых строчек поняла, что должна буду прочитать что-то еще его авторства, должна убедиться в том, что я правильно поняла его и проникла в его философию, потому что уж очень созвучны его слова с моими невысказанными, но постоянно роящимися в голове, мыслишками. Он много пишет о Сибири и ее особенностях, я не сибирячка и никогда там не была, эту часть могла принимать только на веру, но живо представляла перед собой картинки и сибирской зимы, и ледокола. Зато я тоже выросла в небольшом городишке, о размерах которого в детстве не задумывалась и из которого однажды очень захотелось сбежать. И все эти размышления об искусстве и литературе, об истории, о других странах и городах звучно отдавались в моей голове мыслью “вот, вот то, что я чувствую, то, что до сих пор не могла облечь в слова.”

При чтении вспомнился мне Пруст с его “Поисками утраченного времени”, то, как я мучила его первый том, как была рада, когда наконец-то закончила читать его длительно-скучные рассуждения, перемежающиеся с обрывками воспоминаний. Конечно, с моей стороны грубо будет говорить о том, что “Реки” что-то подобное, ведь там целый Пруст, а тут всего лишь Гришковец. Просто поймала себя на мысли, что, возможно, Пруст был мне так тяжел, скучен и непонятен потому, что я не его современница, от меня далека его жизнь и его мир. Потому что читая рассуждения Гришковца, которые также прерывались воспоминаниями, из которых вытекали новые, зачастую не связанные хронологией воспоминания, а из этих новых воспоминаний, из какого-нибудь одного слова, появлялось новое рассуждение, мне не было скучно и нудно, все это оказалось близким, понятным и родным.

“Реки” тут не географическая константа, не природный поток, а поток человеческой мысли, где одно цепляется за другое, другое за третье и от первоначального разговора как будто не остается и следа. Книга для подумать, поразмышлять, вспомнить. Хотя можно ее воспринять и как простую, милую, трогательную и короткую зарисовку жизни человека в труднопригодном для этой жизни месте.

bookchallenge 2016, книги, отзывы

Previous post Next post
Up