2 Марии

Feb 26, 2016 21:27

Посмотрела два фильма Mary, Queen of Scots/Мария, королева Шотландии, снятые более-менее по роману Стефана Цвейга с разницей в 41 год.

Фильм 1971 года

Классическая, но не скучная постановка, в которой Марию Стюарт играет Ванесса Рейдгрейв, вся такая воздушная, к поцелуям зовущая.

По поводу того, что не скучная, пример: будущий муж (второй по счету) королевы Марии Стюарт лорд Дарнли (Тимоти Далтон то ли в белокуром парике, то ли просто выкрашенный, что ему ужасно не идет) сидит в постели, попивая вино, со своим любовником - Давидом Риччо, лучшим другом и секретарем королевы (Йен Хольм трогательно малого роста).
К слову, в фильме нашей с вами современности одна гетеросексуальная любовь, а вот люди в 70-ые годы не побоялись смелой темы.

Я не смогла до конца понять - то ли мне не понравилась сама Редгрейв, то ли просто не нравится её персонаж.
Судя по историческим событиями и обоим фильмам, правила Мария не головой, а другими частями тела, что не только опасно для королевской головы, но ещё и дорого обходится народу. Крови-то из-за её амбиций и претензий на английский трон было пролито немало. Она и своей страной не могла толком управлять, куда ей ещё в Англию было? Особенно неприятна она в финале, когда строит из себя невинную жертву обстоятельств на манер песика Монморанси из "Трое в лодке", когда напакостит: "Ах, как плох сей мир, и как бы мне хотелось сделать его лучше и добрее".

Учитывая идиотское поведение Марии, королева Елизавета держится молодцом. Она до последнего дает ей шансы все-таки включить голову, но та уже встала в позу и отказывается её поменять.
Конечно, в финале её жалко, потому что нельзя не посочувствовать в таких обстоятельствах. Женщина потеряла 3 королевства, 3 мужей и в финале одну, но такую важную штуку, как голова.
Но создатели фильма ухитряются испортить это ощущение сочувствия.
После сцены казни появляются строчки, злорадно сообщающие, что казнившая Марию английская королева умерла, как и жила, без мужа и детей, поэтому трон таки достался сыну Марии Шотландской, ха!
Мол, что, СЪЕЛА, рыжая?!

То есть женщина может быть дурой, может быть плохой правительницей, может грохнуть второго мужа, чтобы выйти замуж за третьего, это все для женщины нормально и понятно. Единственный самый страшный грех, простить который женщине нельзя, это не выйти замуж и не обзавестись потомством. И тогда она заслуживает той презрительной жалости, которую демонстрирует Мария по отношению к Елизавете.

Но, по правде, создатели фильма посмеялись только над собой. Дело в том, что Елизавета (Гленда Джексон) просто великолепна. Намного лучше той, которую играла Кейт Бланшетт. Резкая, жесткая, умная, настоящий игрок в престолы. Она сказала, что сама себе хозяйка, и осталась ею до конца.

И я не знаю, какие у кого ценности, но по мне, лучше управлять собственной жизнью и делать дело, чем метаться между любовями и закончить на плахе, куда тебя привела исключительно собственная дурь.



Фильм 2013 года

Очень красивый и очень европейский фильм с очень красивой и очень европейской актрисой и её бесконечной шеей в главной роли. Ну шею-то придется положить на плаху, поняли, да?
Поняли. Где-то к середине фильма, при всей его красоте и лебединости шеи, они, шея и фильм, начинают немного раздражать.
Правда, если говорить себе, что это не историческое, а авторское кино, воспринимается лучше.



В фильме много великолепных видов Шотландии, прекрасных нарядов, маленьких эффектных помещений и глубокомысленного молчания, за которым, я подозреваю, скрывается тот факт, что авторы не очень знали, что хотели сказать своей меланхоличной лентой.

По сути, вся история отодвинута на задний план, но что выдвинуто на передний, кроме шеи, я сказать не могу.

Правда, создатели очень опять же красиво обыграли то интересное историческое обстоятельство, что Мария и Елизавета так и не встретились в жизни.
В фильме английская королева появляется только в виде куклы-марионетки и собственных портретов, а Мария всю жизнь пишет ей бесконечные письма, как воображаемому другу.
Это хорошая находка, она мне понравилась.



В остальном же получилась камерная, нежная, элегантная история с толпой известных английских сериальных актеров, которая настолько хороша визуально, что ей прощаешь отсутствие идей, внятного сюжета и истории в обоих смыслах. Так же, как актрисе Камилль Рутерфорд за красоту то, что она, в общем, не меняет выражение лица.





Отдельно отмечу прекрасную авангардную музыку, написанную нашей соотечественницей Софьей Губайдулиной . Не знаю, каким ветром её занесло в этот франко-швейцарский фильм, но именно ради музыки могу посоветовать его посмотреть.

кино, исторические фильмы

Previous post Next post
Up