"Танцующие призраки"

Jan 26, 2011 22:47

Ghost world

Название этого фильма (отечественного производства, мрачноватого для российского кино и смутного для России времени - 1992 года выпуска) несколько раз появлялось в обсуждении нынешнего номинанта на Оскар и последнего кинопродукта от Дарена Аранофски "Черный лебедь" (все-таки есть своя сермяжная правда в словах из Trainspotting:
"- Но фильм же номинировался на Оскар.
- Что лишний раз доказывает, что фильм дрянь.")
Упоминали это кино те, кто, как и я не проникся историй с Натали Портман, рекомендуя посмотреть тем, кто действительно хотел бы увидеть фильм о трудностях перевода с балетного на человеческий, а не поп-глюк с эротическим уклоном.
Приобщившись, могу подтвердить: пять минут "Призраков" стоят больше всего "Лебедя" вместе взятого, а абсолютно неизвестная науке артистка (танцовщица?) Анна Пономарева, несмотря на дублированный голос, могла бы давать Портман, которая наверняка отхватит в этом году золотую статуэтку (а чо бы и не после Риз Уизерспун или Холли Берри?) уроки актерского мастерства, которые почти-оскароносная, правда, вряд ли могла бы усвоить, потому что некоторые вещи либо есть, либо нет. Портман честно старается и явно работает над собой. Но природа или наделяет человека способностью оживлять собой кадр, или делает его просто гладенькой картинкой, на которую с равным удовольствием можно смотреть, а можно не смотреть.
Пономарева поджимает губы, как старушка, и царапает экран своим присутствием в нем. Любоваться ею трудно, маленькой девочкой со взглядом волчицы, выстраивающей бетонную стену между собой и миром, очерчивая личное пространство, вне которого ничего, по большому счету, не существует, как и ей на все плевать, лишь бы - танец, лишь бы - на сцене, лишь бы продолжать дальше делать со своим телом то, от чего слегка коробит обычных людей. Дайте ей двадцать лет возможности этим заниматься, а дальше ничего не будет, дальше она, видимо, исчезнет, как Жан-Батист Гренуй, который выполнил своё предназначение и стерся с лица планеты.
Очень интересная актерская работа произвела на меня большое впечатление. Наверное, даже хорошо, что актриса больше не снималась. Чем бы ей сейчас было заниматься в новом российском кино - тетей Асей в каком-нибудь сериальном бреде работать? Лучше уж так, "запомни меня молодой и красивой". Может, и не было никакой Анны Пономаревой на самом деле. Так, мелькнул какой-то призрак, как главная героиня в "Господине оформителе", а потом ушел в свою реальность.
Ей подыгрывают опытные актеры: красавица Ирина Метлицкая в роли преподавательницы танца, стальная магнолия с аристократической посадкой головы и лексиконом базарной торговки, предпочитающая в качестве основного педагогического приема перманентную шоковую терапию. Виктор Авилов, Юрий Яковлев и Ирина Купченко - все изображают что-то вроде злых самопародий, отчего неуютно, немного противно, но безумно интересно.
Кино повествует о буднях балетного училища, в котором юные создания по пять часов шесть дней в неделю учатся танцевать, а на седьмой танцуют и затем слушают, почему ни на что не годны. Ад в розовых прозрачных юбочках с голодными обмороками, вывернутыми, не как у людей, суставами, сомнительной дружбой и концлагерными порядками, откуда почему-то никто не стремится убегать, напротив, когда одну из учениц выгоняют за самый страшный грех - больной сустав, - становится совершенно очевидно, что для девушек это неприятное место - Эдемский сад. Прогонят - куда им идти, продавщицами в ларек?
Финальные мысли героини почти копируют главную идею Джулии Ламберт, но у героини Моэма был запас цинизма, как у содержательницы борделя, а у поднимающейся впервые на большую сцену юной балерины в душе чисто, как в операционной.
И, наверное, только в таких условиях - абсолютной свободы от мира - и может вырасти гений, который затем заставит мир любоваться собой.


кино, on writing

Previous post Next post
Up