Вернее - не совсем фокусировки, автофокусных объективов. А если совсем точно, то...
Моторчиков в этих самых автофокусных оюъективах.
Не только лишь все любят пользоваться автофокусными стёклами. Навёл, педаль нажал, что то внутре дрыгнулось, вжикнуло - опсссс и объект в фокусе. Шедевральный кадр сделан. Понятное дело так было не всегда, долгие годы человеки были вынуждены крутить руками кольцо фокусировки и тщательно глядеть на фокусировочный экран.
Но научно технический прогресс и миниатюризация на месте не стоят, производители хотят облегчить жизнь фотографам ( за деньги, есличо ) и так появлились автофокусные объективы. Конечно и сейчас существуют объективы с мануальной фокусировкой.
И к примеру Цейсс упирается при производстве манульных объективов. Аргументация может кому то быть понятной или нет, но она есть.
И не спрашивайте, сколько они просят денег за эту линзу, у вас припадок случится. Много просят. Я бы сказал - очень много. За малую толику того, что они хотят можно купить автофокусную Sigma Art, сравнимую по качеству выдаваемой картинки.
Но я вообще то хочу немного о другом - о приводе автофокуса. Как получается фокусироваться на объектах, расположенных на разных дистанциях от объектива? Правильно, перемещая линзу ( линзы ) в объективе, чаще всего используя геликоид. Вот такой.
А для привода геликоида в самых первых автофокусных объективах ставили миниатюрные коллекторные моторчики.
Довольно шумно жужжит, но работает безотказно. И сейчас в продаже по прежнему можно встретить объективы с таким приводом. Недостатки? Кроме шумно достаточно сложно реализовать автоматически отключаемое сцепление между механизмом привода автофокуса и кольцом автофокуса для ручной наводки. А ручная доводка после автоматической фокусировки очень и очень бывает нужна. И конечно же аккуратность фокусировки с таким приводом оставляет желать лучшего...
Но прогресс на месте не стоит, правильно? И в 90-е годы появились первые объективы с ультразвуковыми пьезоэелекрическими двигателями привода автофокуса.
Каждый производитель называет такие приводы по разному. К примеру - SWM у Nikon, USM для Canon или SSM в объективах Sony. Сначала эти двигатели были очень похожи на традиционные коллекторные. Но со временем превратились в кольцевые.
Ещё тише, ещё быстрее, ещё точнее и удобнее. Сейчас Canon начинает применять шаговые беколлекторные двигатели в приводе автофокуса (STM), но с технической точки зрения это не прорыв, а только смена моторчика привода. Ничего нового и интересного.
А по настоящему интерсен самый новый тип двигателя - VCA - voice-coil actuator. По русски - катушка громкоговорителя. :)) То есть катушечный привод автофокуса или говоря нормальным языком - линейный элекромагнитный привод - LEM.
Все инженеры помнят принцип работы громокоговорителя?
На катушку находящуюся в постоянном магнитном поле подаём переменное электрическое напряжение и на выходе получаем звук. Потому что диффузор громкоговорителя перемещается.
И этот принцип решили использовать в приводе автофокуса объектива. Первыми в бой бросились производители линз дя аппаратов системы 4\3.
Линзы маленькие ( по сравнению с полнокадровыми или кропнутыми ), лёгкие и затраты энергии на их перемещения меньше. Кстати, такой же принцип фокусировки используется в камерах телефонофотоаппаратов. :))
Какие профиты от использования такого привода? А их несколько:
- отсутствие промежуточных элементов - прямой, непосредственный привод
- скорость - возможна фокусировка из крайних положений за 0,1 сек.
- перемещаемые линзы не соприкасаются с элементами конструкции объектива - долговечность и тишина
- уверенное удержание в фокусе подвижных объектов - из за большой скорости фокусировки.
Понятное дело, что и остальные производители немедленно начали внедрять в свои объективы такие системы, прогресс ведь на месте не стоит? И денег очень хочется. Перейдём к примерам.
Однокатушечный двигатель - Sony 55 mm \ 1,8.
Красные стрелки - направляющие, по которым перемещается линзоблок, синяя стрелка - собственно двигатель.
Синяя стрелка - постоянный магнит, красная стрелка - пластиковый элемент, перемещающийся по направляющим. Зелёная стрелка - датчик положения.
Чуть иная реализация - Sony FE 16-35 mm и Sony FE 16-70.
Но не только Sony использует такие приводы. Бессмертный Zeiss в своих объективах Batis пошёл по похожему пути.
Двухкатушечный двигатель - Fuji 22-500 mm.
Sony FE 70-200 mm.
Sony FE 70-200 / 2,8 Master.
Трёх и более катушечные приводы.
Fuji 50-140 mm - три привода.
Fuji 90 mm Macro - четыре привода.
Какие ещё достоинства таких систем фокусировки? Одним из них является возможность перемщения нескольких групп линз в различных направлениях, что невозможно реализовать в традиционных приводах с использованием геликоидов.
А какие надостатки? Нельзя руками довести фокусировку, используя прямой механический привод.
Посмотрим, куда дальше пойдёт прогресс...