Автотрип Грузия-Армения: в Ереван через Вардзию

May 13, 2017 16:04

Задача перед нами стояла не то чтобы очень сложная - за один день доехать из Батуми до Еревана.  Путей решения было ровно два: ехать по скоростной, но длинной и скучной дороге через Тбилиси, или ехать короткой, но интересной дорогой вдоль Турецкой границы.  Разница между ними в 200 километров (650 км. против 450), при этом гуглокарты говорили о том, что по времени маршруты примерно одинаковые. Местные предупреждали, что ехать по короткой дороге не нужно:  «пожалейте машину», «дороги плохие» - говорили они. Ну и мы, понятное дело, поехали как раз по короткой, и ни разу об этом не пожалели.

Дорога действительно оказалась не самого хорошего качества - километров через 10 после Батуми асфальт начинает периодически пропадать, а между Хуло и Бешуми (примерно 30-35 км.) дороги в привычном нам понимании вообще нет, далее почти до самого Ахалцихе асфальт также появляется лишь иногда. То есть примерно пятая часть маршрута проходила по грунтовке, в некоторых местах скорость движения не превышала 20 км/ч.

На зато какие с этой дороги открываются виды

Населенных пунктов по пути немного, зато встречаются горные деревеньки, не обозначенные на карте - несколько старых домов, продуктовый магазин и автобусная остановка, вот и вся деревня.

Что там у вам - вай-фай недостаточно сильный, латте не очень карамельный? Тут другие сложности: бензин недостаточно семьдесят второй и не всегда есть.  С заправками тут действительно туго, поэтому перед поездкой обязательно залить полный бак.

Первой запланированной остановкой на маршруте была крепость Рабат в городе Ахалцихе. Сама крепость достаточно древняя, но как и многие туристические объекты в Грузии, глобально отреставрированная в период президентства Саакашвили.

Территория крепости достаточно большая,  внутри - башни, сады, магазины, ресторан, музей, отель и всякое такое.

Сложно сказать в каком архитектурном стиле построена крепость, все как-то перемешано, поэтому я бы назвал этот стиль  турецко-арабско-грузинско-русский ампир . Я не знаю, восстановлена ли крепость в первоначальном состоянии или такое смешение стилей - задумка современного архитектора, в любом случае логика понятна: крепость неоднократно переходила из рук турков в руки грузин, от грузин обратно к туркам, затем к русским - соответственно каждый внес свою лепту и крепость получилась как письмо Дяди Федора родителям.

Крепость - популярное место для свадебных фотосессий. Причем фотограф специально выбирал для фотографий такие места, чтобы заблокировать туристам путь - узкие проходы, лестницы, все собой занимала невеста и все терпеливо ждали, в том числе и нефотогеничный жених.

В целом, крепость Рабат - обязательное к посещению место в Грузии. Причем добраться до нее можно не таким сложным путем - от Ахалцихе до Боржоми примерно 50 км. преимущественно асфальтированной дороги.

Следующей запланированной остановкой был пещерный город-монастырь в Вардзии - собственно из-за него мы и выбрали такой сложный маршрут. Правда добрались до монастыря мы уже в сумерках, а пока решали стоит ли подняться - уже совсем стемнело. Бродить в темноте по горам, среди змей и монахов совсем не хотелось, а остаться хотя бы до утра мы не могли - на следующий день Саня улетал из Еревана в Москву. Поэтому монастырь мы увидели только с парковки и подножья скалы.

До границы с Арменией мы добрались ближе к полуночи, причем самыми сложными были последние 10-15 километров до границы - относительно новый участок дороги, построенный опять же при Саакашвили, разбит настолько, что через ямы проще и дешевле строить мосты, чем их ремонтировать. Кстати именно эту дорогу вспоминают грузины, когда говорят об уровне коррупции, распилов и откатов при Саакашвили.  Границу мы прошли без особых приключений и уже в три ночи были в Ереване.