В пятницу побывала на МАКС-2013. Что можно сказать? Погода подгадила, вот что. Я же туда ездила не заключать контракты, а любоваться полетами, тем более, что летная программа была заявлена - ну просто УХ! Он и был бы этот "УХ!", если бы не низкая облачность и дождь во второй половине дня. Именно поэтому большинство пилотажных групп нарезали на малой высоте косые петли и крутили бочки. Роспуск - мою любимую фигуру - показали лишь некоторые... Ну и фоточки, в итоге - тоже полное говно. Нового телефона с его 13-мегапиксельной камерой у меня еще не было, снимали на старенький гнусмас галакси мини и древнюю мыльницу. Им обоим в такую погоду было грустно. Зато у меня в этот раз особо удались серии "Облака в небе над Жуковским" и самая шедевральная (продолжу ее с МАКС-2011) - "Жопа самолета". Однажды я их таки представлю публике... :)
Итак. МАКС-2013. С утра было ясно, а потом потянулись облака. Однако, кое-что все равно крайне впечатлило меня. Но обо всем по порядку.
Первыми в небо выпустили легкомоторную авиацию, парапланы и дельтапланы. Я их даже не стала снимать. Ну скучны мне они. Люблю я, знаете ли, что посолиднее, да погромче. :) Собственно, громкое взлетело аккурат за парапланами. И был это F-18 Hornet швейцарских ВВС. Симпатичная штучка, конечно, даже летает местами, да и пилот не подкачал, несмотря на погоду. Впрочем, ничего экстраординарного нам все равно не показали. Да и в кадре от него только жопа. Так что покажу его, когда решусь представить свою гениальную серию публике.
За F-18 взлетели наши узкоглазые заклятые друзья. Китайская пилотажная группа "Первое августа" на истребителях Chengdu J-10 впервые выступали за пределами КНДР, что доставляет, конечно. Свое название, как утверждает всезнающая вики, группа получила в честь даты основания Народно-освободительной армии Китая (запомним, да?). Самолетики у них довольно веселенькой красно-синей расцветки, взлетали парами, а потом ходили клином и по одиночке.
01.
02. Немного попускали дымок.
03.
04.
Всем были хороши желтолицые, техничны и красивы, но вот не хватало им чего-то, что сразу отличает их от наших пилотажных групп. Драйва, наверное. Также технично могут летать и автопилоты. Не было у них желания покрасоваться, как это делают наши, они просто четко и заученно откатали свою программу и спокойно ушли на посадку. А ведь есть множество мелочей, которые заставляют людей на земле кричать "браво!", и часто это не сложнейшие фигуры высшего пилотажа. Так, например, выступавший с фристайлом Ми-2 расклянялся в небе, когда в конце выступления ему начали аплодировать. И это было по-настоящему здорово.
После китайцев зрителям был показан десант со сверхмалой высоты. Новый парашютный комплекс может раскрыться на высоте менее ста метров. Десант был произведен с семидесяти. Раскрылся, что характерно и парашютист (более двенадцати тысяч прыжков в активе) приземлился целиком, а не в виде лепешки.
05.
А потом... Ну да, взлетел ПАК ФА. Больше всего удивило, что вообще взлетел. Насколько я помню, по сообщениям СМИ, как минимум у трех из четырех наличиствующих вообще и на МАКСе в частности Т-50 были какие-то проблемы с движками. Сразу вспомнился прошлый МАКС-2011, когда во время субботних полетов (тоже был дождь) у несчастного ФАК ПА что-то случилось с турбиной прямо на взлетной полосе. Но в этот раз он все-таки взлетел. Одиноко и гордо. Наверное, все потому, что дождь пошел позже. Однако, несмотря на низкую облачность, Т-50 покрутился над зрителями, оглушая, но не поражая воображение. Даже "кобра" была какая-то смазанная, остальное - "бочки" и косые петли. В общем, самое главное, что вообще летал.
06.
07. И все-таки не удержусь и покажу одну фоточку из будущей великой серии "Жопа самолета". Тем более, что эта жопа - перспективная.
Следом за ПАК ФА выступал Ми-2 с пилотом-мастером фристайла. К сожалению, не покажу. Те фотки, что есть - еще большая фигня, чем остальные. Поэтому скажу только, что данному товарищу аплодировали заслуженно и даже стоя.
Ну а после тихого и в чем-то даже интеллигентного Ми-2 из Кубинки с грохотом и понтом примчались "Стрижи". Хорошо они смотрятся на фоне облаков. Молодечики. Что про них рассказать? Да, низкая облачность сильно порезала их программу, что, несомненно, гигантская пичалька. Но все равно - они были, как всегда, хороши. Мелкие, юркие, громкие - ну чудо же!
08. Вот он их подлетный понт.
09. Как всегда идеальный строй. Скотчем они друг к другу приматываются, что ли?
10. Не такой, как все, познает экзистенциональность бытия. :)
11. Видны развевающиеся полоски скотча. :)
12.
13. Пошел выпендриваться в одиночку. :)
14.
Кажется, после "Стрижей", зрителя трудно чем-то удивить. Особенно на легком одномоторном спортивном самолете. Но это неправда. Тридцатидвухкратная чемпионка мира
Светлана Капанина сделала это с поразительной легкостью. Именно с той, с какой она вытворяла кульбиты на своем Су-26M3. Ее программа была посвящена всем погибшим летчикам. И это было что-то абсолютно невероятное! Никогда не думала, что маленький и ни разу не реактивный самолет сможет так приковать взгляд. Поистине, это было выступление Королевы Небес.
15.
Конечно, никакая фотография не передаст той красоты. Поэтому вот вам ролик с тытрубы. Посмотрите и насладитесь уникальнейшим пилотажем.
Click to view
Не успели выдохнуть после потрясающего шоу Светланы Капаевой, в небе загрохотал французский Rafale. Ничего примечательно, если честно. Видели и покрасивше, и полотаж покруче. В общем, француз даже в "Жопу самолета" не попал. Да и ладно.
Следующих участников я не видела никогда, даже в виде ролика на тытрубе. Слышала про них, но самолеты типа Як-52, Як-54 и Як-18Т меня просто никогда не интересовали. Я же люблю, чтобы громко и с понтами... А эти, веселенькой оранжевой расцветочки да еще и под музычку из "Звездных войн"... ну что это за смешная мошкара?.. В общем, казалось бы, ничего интересного эти москиты показать не могут. Я ошибалась. Да, веселенькие апельсинки в небе умудрились устроить великолепное шоу. И никакая облачность им не помешала восхитить публику.
16.
17.
18.
20. Групповая "петля Нестерова". К слову, этой фигуре высшего пилотажа в этом году исполняется сто лет. А вот смайлик, который нарисовал в небе один из пилотов, к сожалению, почти не был виден, соответственно, и на говнофоточке не получился...
Это было как-то так:
Click to view
Немного помотался под и за облаками Су-35. Все, что могу про него сказать - громко, хотя, не сомневаюсь, что пилот Юрий Иващук постарался выжать из машины все, что возможно при таких погодных условиях.
Новина и мулька - уничтожение условной базы условных и оттого, наверное, еще более злобных террористов. На поле поставили палатку, по ней для начала долбанула пара Ка-52, рядом ошивались зачем-то два Ми-28Н.
21.
Сразу после этого пришел большой транспортный вертолет Ми-26 (поправьте, скорее всего, это не он) и высадил группу поддержки.
22.
23. Спецназ десантировался с большим пафосом на тросах, причем на виду у злобных террорюг.
24. "Аллигаторы" барражировали вокруг, наверное, для моральной поддержки. И чтоб покрасоваться.
25. Спецназ потусовал вокруг, потом загрузился в транспортник и отчалил. Ка-52 прибрались за ними, оставив от палатки только пару догорающих тряпочек. На фотке "Аллигатор" отстреливает тепловые ловушки, пока второй мочит "базу".
Когда всех террорюг победили, прилетели "Беркуты". Если раньше они летали, в том числе, и на Ка-50, то теперь, в целях рекламы и попытки доказать, что "Ночной охотник" ничуть не хуже "Акулы", на Ми-28Н, что, безусловно, сделало их выступление гораздо менее зрелищным и более бедным.
26.
27. Самым запоминающимися, стали крылышки, нарисованные отстреленными тепловыми ловушками.
Следующими полетели "Соколы России". Группа известная, даже прославленная. Одна проблема - по раскраске можно спутать их "сушки" с "Витязями". Но вот по пилотажу - никогда. Все-таки, хоть "Соколы" и молодцы, но до старших братьев из Кубинки им еще расти и расти.
28.
29. "Соколы" познавали экистенционализм группой...
30. ...и в одиночку.
31. Летали влево...
32. ...потом вправо...
33. ...и иногда прямо.
34. Разбазаривали армейское имущество...
35. Но в целом, как обычно, были хороши. "Сушка" сама по себе - красота необычайная, а с хорошим пилотом за штурвалом - и вовсе грандиозное великолепие.
Airbus A380 снова полетал над Жуковским. Еще с прошлого МАКСа я запомнила его не столько за размеры, сколько за удивительно тихий полет. При длине 80 метров и таком же размахе крыльев, он летает с невероятно тихим звуком. И, разумеется, не может не удивлять, как эта дурища легко и непринужденно парит в небе, да еще и "горку" делает.
36.
37.
38.
39. Самая большая жопа в моей коллекции.
"Витязей" было видно и слышно километров за десять. А если бы заткнулись носившиеся вокруг меня дети, то, новерное, и от Кубинки. Да, в этот раз аборигены Кубинки решили, видимо, что не комильфо им на одной ВПП с узкоглазыми кататься, а с французом они на рулежку и рядом не пойдут. В общем, прибыли, красавчеги.
40.
41. Вот уж кому и начавшийся дождь, и низкая облачность были по барабану. Жаль, конечно, показали и они не все - многие фигуры требуют набора порядочной высоты и зрители просто ничего бы не увидели. Причина, в основном, была в этом. "Сушка", как и МиГ - вспогодник, ему фиолетово на облака и дождик. Сказано - "кобра", значит, будет "кобра", а сказали "колокол" - сделала "колокол".
42. Распустили они там в небе совсем. :)
43. Некоторые любят взглянуть на вещи под другим углом.
44. И разошлись...
Пилотажная группа "Русь" летает на чешских Л-39, сконструированных именно как "школьные парты". Самолет легок в управлении и готов прощать ошибки, поэтому шоу надо делать не только из техничного пилотажа, но и еще из чего-нибудь. Шлейфовые дымогенераторы и стали фирменной изюминкой выступлений "Руси".
45. Типа триколор.
46. Роспуск "тюльпан".
47. А по одному заходить на "мертвую петлю", наверное, боятся. Только группой. :)
48. И, естественно, куда ж без сердечка для милых дам? :)
После "Руси" стало окончательно мокро, холодно и грустно. Народ потянулся к автобусам. Я не стала исключением, поэтому выступление какой-то реактивной хрени (Су-27УБ, вероятно) и "Балтийских пчел" (у них смешные самолетики Л-39 в билайновской расцветке) я пропустила. Ну так, что-то видела и немножко слышала от остановки, но т.к. толпа была безумная, приходилось больше следить за ногами, чтоб эти бараны, штурмующие каждый автобус, будто это последний пароход из Одессы, не затоптали, да и самой на какого-нибудь киндера не наступить.
Про статическую экспозицию ни одного доброго слова сказать не могу. Кроме А380 на ней был представлен исключительно российский (в основном, даже советский) авиапром. Что-то новое представил, пожалуй, только Камов.
49.
В остальном же, все было банально. Еще и грязненько и потерто. Вот так примерно:
50.
Единственно, что не очень порадовало, но взностальгнуло по детству, это
51. Як-40
52. и Ту-134
По малолетству мне эти самолеты казались просто огромными, а в этот раз глянула на них и поняла, до чего же они малюсенькие... Даже как-то обидно стало.
Еще была экспозиция каких-то РЛСок и ракетных комплексов, но я в них не разбираюсь, так пробежалась для галочки, когда фотик уже окончательно разрядился, а телефон пытался уже отдать концы, поэтому не стала ничего там себе на долгую память фоткать.
В общем и целом, если бы не погода, я была бы довольна МАКСом как слон, хоть и чудовищно устала к концу дня. А так, получается, просто довольна. Хотелось бы, конечно, чтобы все пилотажные группы откатали свои программы в полном объеме, но что есть, то уж есть. В субботу и воскресенье с погодой было еще хуже, так что мне еще, можно сказать, повезло.
Ну и под конец, традиционно, мокрый грустный ушастик.
53. Ту-144
Ссылка на альбом со всеми фотками.