Один товарищ, весьма достойный, но, на мой скромный взгляд, несколько наивно смотрящий на атрибутику ушедших лет реакционно-лубочного стиля (конфетки-бараночки, благородия-аксельбанты, батюшки-юродивые, фехтовальщики-есаулы эт сетера эт сетера) написал
угарнейший постинг о благе крепостного права в относительно недавние по историческим меркам времена. Честно говоря, в изумление пришёл. Вот как тот самый вор под веником. Не говорю уж про то, что все сочинители подобных опусов, проецируя себя на то время, примеряют как минимум гусарский мундир (не знаю уж, с какой стати). Но главное в другом: это и есть наша нация. И чем больше в ней классовых и сословных различий, тем меньше национализма.
Ну а сам постинг настолько вкусный, что разберу каждую фразу:
В качестве свидетеля эпохи возьму-ка я Н.А. Некрасова с его поэмой "Мороз Красный Нос". А что? Богатый помещик, игрок и содержатель гламурных кис - ему бы обожать это самое крепостничество! Но нет - обличал до конца дней своих. И догадываюсь почему: он был русским националистом, а никаким не леваком. Возможно, не научным, теоретически неграмотным, стихийным. Но был. Думаю, под 14 словами подписался бы без раздумий.
Итак, к столу! Кушать подано:
Я вот считаю что когда человека держат за раба и быдло, у него возникает острое желание уходить в разные РОА, РОНА, КОНР и пр.
Ничего подобного в 1812 не наблюдалось. При том что когда основное сословие что-то действительно не устраивало, они устраивали крестьянские войны не хуже чем в Германии. Вывод: крепостному начала 19 века жилось гораздо лучше, чем гражданину СССР сталинского периода.
Вообще говоря, когда человек является рабом и быдлом, способным предать нацию - только тогда у него и могут возникнуть подобные желания. Это так, к слову.
Но посылку понял. Отвечаю, как повидавший рабов и быдло в избытке. Чтобы раб не бунтовал, он должен обладать одним из двух качеств:
1. Пониманием того факта, что бунт не приведёт ни к какому позитивному результату - уж больно силён угнетатель. Это раб вынужденный. Но такой всегда может, к примеру, воткнуть особо любимому надсмотрщику в пузо штырь, а потом прыгнуть вниз головой с мельницы (на колу сидеть или под плетями умирать куда больнее). Или втихаря поджечь поместье хозяина, ну мало ли.
2. Искренним принятием того, что только так жить и можно и что все на своих местах: он, хозяин и надсмотрщик. Вот это и есть настоящий раб. Именно такой и нужен любому разумному хозяину.
Маленький пример. Лежал я как-то в лазарете в далёкие времена военной службы. По одну сторону от меня был мой бывший командир времён КМБ, с которым мы весело травили байки и вспоминали, как он нас плющил. А по другую - молодой, пострадавший от дедов. У него начинался аппендицит, а старенький треснул ему в пузо. У парня начался перитонит, и его еле спасли. Вернулся в роту - опять набили по пузу и разошлись швы. И так по циклу, у него где-то так была третья ходка. Жалко было его безумно. И вот только я хотел спросить его фамилии наиболее ретивых мучителей, дабы сообщить товарищам при их посещении меня, несчастного, как он выдал: "Ничего, этот призыв уйдёт и легче станет. А потом ещё один уйдёт и я стану дедушкой. Уж тогда на молодых отыграюсь!"
После чего мы с моим бывшим замком разрешили ему открывать рот в нашем присутствии только если ему станет плохо и надо позвать сестру. И будет с него, ибо он и есть настоящий раб.
Ну вот примерно так и крестьянин: рождался в рабстве и унижении, в них и умирал. Ибо так заведено навеки: было всегда и будет всегда. И нет другой жизни.
Кстати, взятый из деревни солдат, отслужив свои 25 лет, назад не возвращался. И потомство его: для них имелось отдельное сословие "Солдаты и дети солдатские". И понятно почему: проливший за четверть века реки человеческой крови чудо-богатырь вполне мог считать авторитетом герра фельдфебеля и выше (что подкреплялось розгами, шпицрутенами и далее вплоть до костра). А вот как он стал бы смотреть на десятника, управляющего да и самого барина - вопрос открытый. И чему мог научить соседушек...
Впрочем, если находилось кому научить, мужик быстро становился мужчиной - взять того же Пугачёва. И долги возвращал не "следующему призыву", а сегодняшним мучителям. А что до 1812 года, ну так радовались бы, уроды, что крепостные такие национально сознательные. И отменили бы это скотство после войны за заслуги. Ждите, отменят...
У крепостного права есть важное отличие от рабства. Раб это инородец, захваченный в плен как военная добыча. Крепостной - это потомок должника. Бытует представление, что жили себе свободные крестьяне, а потом князья и помещики начали их закрепощать. Это полная фигня, господа.
Вообще чушь, если честно. Возникло всё иначе: с некоторых пор исход сражения начали решать небольшие подразделения фехтовальщиков высшего класса. Готовить такого сверхчеловека следовало с детства, ну а кормить его вместе с его семьёй приходилось в среднем где-то так трём десяткам крестьянских семей. Я таки позже напишу на сей счёт много буковок, сейчас только одно замечу: к 19-му позорному веку потребность в таких бойцах давно отпала, да и сами дворяне давно ими не являлись. То есть не было общественной необходимости ни в дворянах, ни в их землевладении, ни тем более в крепостничестве.
Далее люди путают крепостных крестьян, работающих на земле, с челядью (обслуживающим персоналом) помещичьей усадьбы. Первые с барином соприкасались не более чем мы с мэром/губернатором. Гораздо бо́льшую роль в их жизни играла община. А вот челядь могла быть королевским двором в миниатюре с интригами и распущенностью. А могла и не быть. От барина зависело.
Да какая разница-то? Крепостным (лично зависимым) мог быть кто угодно: кузнец, горничная, актёр (с 18 века богатые помещики любили держать у себя театральные труппы), художник, плотник, чуть не учёный.
Могла быть развращённая похотливым барином крестьянская девушка: во времена моей юности был очень популярен рассказ как раз тех времён "Баня" с детальным описанием забав барина именно на сей счёт. Белая девушка. Арийская. Русская.
Так вот все они были от барина в личной зависимости, и любого он мог по своей прихоти буквально согнуть в бараний рог.
Так что рассуждения а ля "крепостные целовали жопу помещикам, а самые свободные и гордые бежали к казакам и там гордо спаривались с чурками" критики не выдерживает.
К 19-му веку бежать было уже особо и некуда. Казачество давно стало отдельным сословием, и каждый человек там был переписан.
А что до целования, ну вот в этой самой "Бане" детально описано (барином же) целование залупы ("размером с детский кулачок" - до сих пор помню). И что-то мне подсказывает: вряд ли рождённой в православии и строгости девушке Наташе сильно нравилось её положение...
Крепостные жили своей жизнью: растили хлеб, растили детей, строили дома, покупали коров и кур.
Ну вот добрались и до Некрасова. Напоминаю сюжет поэмы: была крепкая молодая семья.
Муж - истинный ариец, красавец и богатырь:
Голубчик ты наш сизокрылый!
Куда ты от нас улетел?
Пригожеством, ростом и силой
Ты ровни в селе не имел,
Родителям был ты советник,
Работничек в поле ты был,
Гостям хлебосол и приветник,
Жену и детей ты любил...
Кто погиб в нём, так и не узнав о своём существовании? Храбрый витязь, отважный первопроходец, толковый изобретатель? Кто погиб в его детях, в бесчисленном множестве таких же людей, чья жизнь уложена в землю ради щенков Ноздрёва, шулерства Кречинского и куртизанок семейства Воробьяниновых?
Жена, истинная арийка и красавица. Известное всем описание. С такой любовью о своём народе мог писать, замечу, только националист:
Есть женщины в русских селеньях
С спокойною важностью лиц,
С красивою силой в движеньях,
С походкой, со взглядом цариц,-
Их разве слепой не заметит,
А зрячий о них говорит:
«Пройдет - словно солнце осветит!
Посмотрит - рублем подарит!»
Идут они той же дорогой,
Какой весь народ наш идет,
Но грязь обстановки убогой
К ним словно не липнет. Цветет
Красавица, миру на диво,
Румяна, стройна, высока,
Во всякой одежде красива,
Ко всякой работе ловка.
И голод и холод выносит,
Всегда терпелива, ровна...
Я видывал, как она косит:
Что взмах - то готова копна!
..............
По будням не любит безделья.
Зато вам ее не узнать,
Как сгонит улыбка веселья
С лица трудовую печать.
Такого сердечного смеха,
И песни, и пляски такой
За деньги не купишь. «Утеха!»
Твердят мужики меж собой.
В игре ее конный не словит,
В беде - не сробеет,- спасет;
Коня на скаку остановит,
В горящую избу войдет!
Красивые, ровные зубы,
Что крупные перлы, у ней,
Но строго румяные губы
Хранят их красу от людей -
Она улыбается редко...
Ей некогда лясы точить,
У ней не решится соседка
Ухвата, горшка попросить;
Не жалок ей нищий убогий -
Вольно ж без работы гулять!
Лежит на ней дельности строгой
И внутренней силы печать.
В ней ясно и крепко сознанье,
Что все их спасенье в труде,
И труд ей несет воздаянье:
Семейство не бьется в нужде,
Всегда у них теплая хата,
Хлеб выпечен, вкусен квасок,
Здоровы и сыты ребята,
На праздник есть лишний кусок.
Идет эта баба к обедне
Пред всею семьей впереди:
Сидит, как на стуле, двухлетний
Ребенок у ней на груди,
Рядком шестилетнего сына
Нарядная матка ведет...
И по сердцу эта картина
Всем любящим русский народ!
Награда за то, что семья вкалывает круглый год от зари до зари:
И труд ей несет воздаянье:
Семейство не бьется в нужде
Вот так. И хватит с вас, ударников крепостного труда. А тот, кто имеет более скромные физические параметры или хочет хоть немного отдохнуть - бьётся. И Дарья, героиня поэмы, потеряв мужа, сразу забилась:
За Дарьей - соседей, соседок
Плелась негустая толпа,
Толкуя, что Прокловых деток
Теперь незавидна судьба,
Что Дарье работы прибудет,
Что ждут ее черные дни.
"Жалеть ее некому будет",-
Согласно решили они...
Вот так примерно и "покупали коров и кур".
Ещё перл:
Унижений в их жизни было не больше чем в нашей с вами.
Ага, конечно. В нашей жизни, при всей её паскудности, унижений у каждого ровно столько, сколько он позволяет с собой их проделывать. А вот в жизни лично зависимого...
Жесть в России началась после отмены Юрьева Дня в конце 16 века и длилась до начала 19 века. Именно этот период и заслужил в устах современников эпитет РАБСТВО.
Что-то вовсе безграмотное, если честно. В 16 веке крепостное право, при всей его безрадостности, было в целом пока что социально оправдано. Мы о чём говорим? Я почему-то, видимо, в связи с упоминанием 1812 года, думал, что о 19-м. Так я не пойму, было рабство или нет в понимании автора? Это я возвращаюсь к первой типа супермысли. :)
200 с лишним лет - это нам ещё повезло - в Англии "жестяной" период длился 500 лет
Честно говоря, не силён я по Англии. Знаю вот, что при интенсификации сельского хозяйства добрые тамошние законники изрядную часть высвободившегося населения взяли да и перевешали.
Впрочем, согласен: крепостное право в Европе было всегда куда хуже отечественного, при всех его мерзостях. Тут и узаконенное право смертной казни (это уже 100% рабство), и право первой ночи (возвращаясь к теме поцелуев) и, к примеру, еврей-арендатор (особо был популярен в Литовской Руси, любимой широпаевскими). По последнему вкратце поясняю: помещику не сильно хотелось заниматься сельским хозяйством, он и отдавал за некую арендную плату свои угодья вместе с холопами вот тому самому персонажу. И права свои передавал. Тот ему платил твёрдую арендную плату; а всё, что выжмет из арийского хлопа сверх того, брал себе. Выжимал ну очень заботливо.
Перл:
Крепостное право позволило белым увеличить свою численность настолько, что к 19 веку они захватили весь мир.
Момент, отдышусь... Ржал до икоты. Это ж надо такое выдать!
Численность увеличивалась благодаря высокой рождаемости. А она в сельской местности в доиндустриальную эпоху всегда и у всех была высокой. И у крестьян, и у казаков, и у вольных поселенцев. У последних, возможно, выше всех: можете на луркморе оценить статью о реднеках с приложенной фотографией. Уж этих людей в крепостное рабство, полагаю, запихать было бы проблемно:
Что, много желающих нашлось бы им процитировать вышеразобранное и предложить перейти в крепостную зависимость от, скажем, Собакевича? Ну или их дедушкам и бабушкам, чтобы уж совсем точно соблюсти временные рамки.
Вообще говоря бывший Севастьянов процесс "захвата" описал предельно просто: в какой-то момент происходит интенсификация сельского хозяйства, когда единоличные хозяйства уступают место крупным агропромышленным структурам. Он это назвал "раскрестьянивание". Оставшаяся не у дел молодёжь идёт в города... или что-то там захватывать. Происходит такое обычно один раз, после чего, увы, многодетные семьи без грамотной государственной стимуляции становятся редкостью.
Ну вот, видимо, и всё, что хотел сказать по поводу этого постинга. Всё собираюсь настрочить развёрнутый постинг о сословиях вообще и дворянском в частности - и руки не доходят. Но, надеюсь, соберусь.
Что-то ещё надо, видимо сказать. Славян поздравить. Истинных. Старым славянским поздравом. Ну вот поздравляю!