Музейноэ

Jan 07, 2015 22:32

Есть куча музеев типа мемориальной квартиры. Обычно состоят из охренелиарда более-менее аутентичных вещей: Кровать-На-Которой-Спал/Умер-Композитор (писатель, начальник, инженер, художник etc.), Стул-На-Котором-Сидел-Композитор, Рояль-На-Котором-Играл-Композитор, Стол-За-Которым-Ел/Работал-Композитор, Картина-На-Которой-Изображен-Композитор и прочее. При недостатке Вещей-Которыми-Владел-Композитор, применяются вещи аналогичных времен или что-то подобное. В Казани, например, есть музей Тукая, где самый дом взят по аналогии - великий татарский поэт мог в нем бывать, там якобы был когда-то литературный клуб. Воссоздана атмосфера городской татарской квартиры конца XIX века и куча матералов про безвеременно почившего во цвете лет классика.

В столичной Москве есть - пол-квартала от Арбата, в переулке - музей Скрябина в его бывшей квартире, cохраняемый силами пенсионерок-смотрительниц. Составителям коллекции несказанно повезло: сохранилась кровать, на которой спал Скрябин, рояль, на котором он играл, стол, за которым он ел, ширма, которой он прикрывался в спальне, зеркало, в которое он смотрелся под фонарем в прихожей (потрясный подвесной фонарь зеленого стекла!) и телефонный аппарат Ericsson, по которому он говорил, шкаф, в котором он держал книги (безумно красивый, кстати!) и - сюрприз - оригинальная светомузыкальная установка, которую для него собрал его приятель-физик из патронов, проводов и кнопочек, пришурупив все это к доскам.

Скрябин, как известно, экспериментировал со светом в музыке. И даже присвоил каждой тональности определенный цвет. Во время вечеров в его квартире он играл на рояле, а в полумраке гостиной его жена в соответствии с партитурой нажимала на кнопки, вызывая свет того цвета, который композитор ввел в партитуру в соответствующий момент.

О чем это я? О том, что на таком богатом материале при пяти наличных сотрудниках музея получили безумно скучную экспозицию. Вот, казалось бы, сделай современный пульт из кнопок и лампочек, который будет давать соответствующий звук и цвет при нажатии и разреши нажимать всякому посетителю. Объясни что-нибудь, дай послушать произведение, где Александр Николаевич вписал цвета - расходов почти нет. Пульт без звука с кнопками и лампами сделает за полдня штатный электрик за зарплату, затраты в пределах пары тысяч рублей на комплектуху. Основные расходы будут на подбор цвета лампочек силами профессиональных художников. Но нет! Мы один раз нажмем на кнопки, на просьбу нажать что-то, соответствующее тональности, например, до мажор, недовольно скажем - мол уже нажимали. Нет, ребенку самому нажать, конечно же, нельзя - экспонат.

А когда посетители потянутся к выходу - скажем, разве вы уже все посмотрели? Конечно да, а что у вас еще можно смотреть? Мы в XXI веке. Ау, Департамент Культуры!

москва, музыка, музеи, скрябин, искусство

Previous post Next post
Up