Во второстепенной галактике, третьеразрядной солнечной системе, на совсем уж захолустной планете, в странной стране России есть телеканал "Культура". По этому телеканалу иногда показывают записи спектаклей. По идее, спектакли эти должны быть хорошими. Ан не всегда.
И не всегда такие фамилии как Табаков, Безруков, Киндинов, Зудина - показатель качества спектакля. Особенно когда Табаков - постановщик. Особенно когда ставится Островский, до которого тянуться надо, понять его надо. Это не "хрен ты ах ты с бухты-барахты"(с) (копирайт Л.Л., гы).
Некту Л.Л. угораздилось посмотреть этот спектакль. И не просто так, а с умыслом - он таки собирался играть в той же самой пьесе в ближайшее время, даже предварительны разбор и репетиции уже были. "На всякого мудреца довольно простоты" пьеса называется, одна из лучших у Островского.
Если бы Л.Л. смотрел это в одиночестве - несомненно одно из двух: уснул или разбил чем-нибудь телевизор. Но Л.Л. смотрел это вместе со своей бабушкой и, объединённые единым негодованием, они продержались в сравнительно сознательном состоянии до самого конца. А вдруг всё-таки будет хоть какой-то свет в конце тоннеля?
Света почти не оказалось. На персонаж Островского похож лишь один Городулин, все остальные как будто бы пришли из другой оперы. Островский в жизни не писал пошлых крикливых фарсов. Впрочем, чуть не половина текста в спектакле - не от него. Не знаю, кто уж там постарался с творческими дополнениями - сам ли Кот Матроскин Всея Руси, али ещё кто, но "факт есть факт"(с) - смотрелись и слушались они особенно погано и совершенно инородно от родного текста. Вы можете обозвать Л.Л. ретроградом, а можете нет, но элементы моче-полового юмора в русской классике как-то не очень катят.
Какая сволочь сказала Табакову, что он может быть режиссёром - не знаю. Но в данном случае актёры не виноваты, виноват постановщег. Бедняга Островский в данном случае остался совершенно непонятым.
Смеркалось. На другом конце (а точнее - в середине) города Эр Заслуженный работник культуры России Г.Д. Кириллов скрипя зубами досматривал ту же телеверсию того же безобразия. Что именно происходило в его светлой голове в течении двух недель после сего - то науке доподлинно неизвестно, однако в результате произошло - факт.
Прошло две недели.
Посмотрев поганую спектаклю и много подумав, решил Кириллов отказаться от "Мудреца" (по не очень понятным для Л.Л. причинам). "Так не доставайся же ты никому!" - вероятно, возопил он, по законам драматургии просто не мог не возопить.
И сменить надобно Островского на другого Островского, угу. Правильно, на "Бесприданницу". Лучше, чтобы мы лажали на фоне прекрасного фильма, чем рулили на фоне дебильного спектакля, хехе.
Л.Л. очень нравятся обе пиесы. Они гениальны. И Л.Л. уже доподлинно заранее знает, что если есть в действующих лицах кто-то пожилой и более-менее брутальный - это его роль. Так было с самого детства начала, а теперь, уже почти десять лет спустя, да с чёрно-рыже-седеющей бородищей - сам Эру то велел. Такова уж специфика молодёжного театра - некоторые прочно переходят на возрастные роли сугубо раньше времени. Собственно, Л.Л. сыграл близких к собственному возрасту товарищей раза два, не более.
Однако же в "Мудреце" ролей больше и каждая из них интересна. В "Бесприданнице" же таковых всего четыре, пожалуй - Паратов, Лариса, Карандышев и Робинзон. Никто из них, как вы сами видите, не подходит под описание "брутального старикашки". А если сравнивать между собой Мамаева и Кнурова - сравнение совсем не в пользу последнего.
Так что Л.Л. было расстроился. Правда тут же слегка утешился - позвали посетить спектакль Петербургского Театра на Литейном "Эдип-царь", лауреат "Золотой маски" и всё такое. Билеты оказались нераскупленными и родной театр кукол приоткрыл для творческой молодёжи свои двери нараспашку. Иногда всё же хорошо иметь близкое знакомство с правильными людьми.
Однако. "Золотую маску" таки иногда дают за дело. Спектакль - потрясающий. Никого из трёх играющих актёров я не знаю, режиссёра тоже, но как же это круто... Какие там мужики - сам Эдип и тот, кто играл всех остальных. Один - брутальный, воплощение мужественности и харизмы, второй очень тонок и временами забавен. Актриса тоже не сплоховала.
Удивительно. Не самая простая для современного восприятия поэзия Софокла держит внимание зрителя от начала и до конца. А Л.Л. думал, что это невозможно.
Это не древнегреческая трагедия в чистом виде, это какая-то комитрагедия, потому что местами в спектакле наличествует стёб, который в результате только отчётливее оттеняет трагедийную составляющую, которая таки остаётся главной. В ней соседствуют античная декламация, пантомима и пластические этюды. Плюс - с подходящей для Древней Греции музыкой соседствует несколько современных мелодий, и это совершенно не корябает восприятие, наобот - как-то помогает. Даже стихи Софокла, положенные на музыку из Таркана и исполняемые актёрами совершенно не выглядят нелепо. Вообще весь спектакль "леп" удивительно - он приобрёл не только классическое, но и современное звучание. Не говоря уж о невероятной энергетике и силе актёров.
Вот как надо работать на сцене.
Находясь под впечатлением и осозназая собственное полное профессиональное ничтожество, Л.Л. заканчивает на сегодня дозволенные речи.
Но есть нечаянная радость - дочурка Джульетточка обещала сериальную версию "Ковбоя Бибопа". Сбудется мечта идиота хоть в чём-то.