Автор статьи рав Йосеф Элиезер Фридлянд.
Источник :
https://www.facebook.com/FriedlandE/photos/a.794933324016697/1319548761555148/?type=3&theater Привожу с изменениями.
В чем отличие между разными течениями в иудаизме и какое из них представляет оригинальный иудаизм?
Есть несколько основных течений. Каждое из них, включая реформизм, считает себя не просто легитимным, но и истинно представляющим оригинальный иудаизм. В то время, как представители остальных течений могут считать их вообще за гранью иудаизма. Сейчас попытаюсь схематично и без пропаганды описать все подходы.
Есть разные критерии классификации:
1. По субэтническим традиционным группам: ашкеназы, сефарды, тайманим (йеменские), горские, грузинские, бухарские и так далее. Эти направления возникли не по своей воле и не имели идеологической базы. То есть, каждый не утверждает, что именно его путь лучше/правильнее. Разделение на сефардов и ашкеназов произошло, когда мир, в котором жили наши предки, был поделен на враждующие исламскую и христианскую "половины". Между исламскими и христианскими странами было сильно ограничено сообщение. Естественно, часто раввины, жившие по обе стороны «железного занавеса» принимали расходящиеся практические решения. Не только потому, что не имели возможности совещаться, но и потому, что, живя в различных мирах, сталкивались с разными проблемами. Поскольку принципиального разделения на лагеря не было, каждое из течений одобряет, приверженность евреев иного толка их устоям. Сефардские раввины рекомендуют ашкеназам слушать ашкеназских раввином и наоборот. Это разделение актуально только в традиционных практических вопросах. В современных вопросах, не относящихся к традиционным разногласиям двух школ, нет обязательного разделения, и сефардские раввины могут идти по мнению ашкеназских авторитетов, против мнения "марана" (главный сефардский авторитет), и наоборот.
2. По отношению к устной и письменной Торе существует разделение на ортодоксальный иудаизм и неортодоксальные течения. Все течения признающие устную и письменную Тору во всей полноте называются ортодоксальными. Признающее во всей полноте только письменную Тору и отвергающее устную называется Караим (по русски караимы). Воспринимающее только этические заповеди из Торы и отбрасывающее ритуальные заповеди течение называется реформистским. И отколовшееся от него течение признающее весь свод заповедей руководством к жизни, но не обязательным к исполнению, называется консервативным.
3. По лежащей в основе философской концепции отношения к мистике и Каббале в среде ортодоксального иудаизма можно выделить литовскую школу и хасидизм, некоторые ещё выделяют рационализм (иудаизм РаМБаМа без Каббалы и мистики). Хасидизм возник в восточной Европе в период ослабления еврейских общин после погромов Богдана Хмельницкого, появления ложного мессии Шабтая Цви и всплеска популярности кабалы. Хасидизм предполагает распространение тайного знания кабалы и формирование новой тоталитарной структуры правления общиной, во главе с ребе (наставник и духовный лидер). Тем не менее, благодаря историческим, социальным предпосылкам упомянутым выше он оказался своевременен и вероятно необходим.(автор статьи приверженец литовского направления - прим. лазарудин). Не встречая серьезного сопротивления, а, главное, альтернативы хасидизм захватил почти всю восточную Европу, кроме Литвы. В Литве на тот момент была очень сильная и богатая еврейская община, с сильными духовными лидерами. Противостояние между хасидскими и литовскими лидерами, также реализовалось и в различных школах изучения и понимания Каббалы. При этом рационалистический иудаизм, полностью игнорирующий, или "механизирующий" Каббалу массовым течением не стал, и лишь немногие известные раввины относились к этому течению со времён РаМБаМа.
4. По отношению ко всему новому в мире выделяются на общем фоне две крайние тенденции, между которыми плавно распределено всё современное ортодоксальное еврейство: харедим или ультраортодоксы, взявшие за основу идею Хатама Софера "Новое запрещено Торой", и ортодоксальный модернизм, взявший за основу идеи "Тора Ве Дерех Эрец" рава Шимшона Рафаэля Гирша и принцип "Тора и Наука" рава Дова Йосефа Соловейчика.
5. По отношению к идеям сионизма и к современному государству Израиль имеются тоже две крайние концепции, между которыми плавно распределяется всё современное религиозное еврейство. С одной стороны есть религиозные сионисты, считающие сионизм неотъемлемой частью иудаизма, а создание Государства Израиль, началом Избавления еврейского народа, о котором писали пророки и мудрецы. Они читают hалель (молитва прославляющая Бога), благодарность Творцу в День Независимости Израиля. С противоположной стороны от них находится крайняя концепция, что сионизм - это чуждый еврейской традиции национализм, а Государство Израиль - творение Сатаны для искушения евреев, которое нужно как можно скорее уничтожить. Они сжигают Израильские флаги в День Независимости. И, как это обычно бывает, многие евреи находятся и в разных более нейтральных точках между этими двумя крайними концепциями.