Александр Филей Долгие годы Белоруссии на Западе создавался имидж «отсталой аграрной страны». Я об этом специально говорил с теми, на кого были ориентированы эти мифы. Путешественники из той же Франции говорили, что ничего не знают о Белоруссии кроме того, что это, кажется, часть России. И на этом их великие знания исчерпывались.
Мало кто из любителей путешествовать с ходу вспоминал и название белорусской столицы, а уж об остальных городах и говорить не приходилось. Были только лишь утверждения о том, что там недемократический режим и там правит диктатор. И всё, больше ничего. Возникало ощущение не просто дежа-вю, а супер дежа-вю. Ведь точно таких же установок придерживались власти Западной Европы, когда речь заходили о Советском Союзе. Было принято об СССР говорить либо плохо, либо ничего. Так, при всех этих франко, миттеранах и салазарах выросло целое поколение малознающих людей, привыкших видеть всё русское / советское исключительное в мрачном свете. Страх парализует сознание. Когда французу предлагают посетить Белоруссию, он вздрагивает. Потому что его перепугали жуткими рассказами о массовых расправах над мирным населением, о военной тирании, о воплощении Советского Союза в миниатюре. Это было ещё задолго до протестов текущего года. То, что внушает страх, отталкивает от себя.
Между тем стоит провести сравнение. Хотя бы внешнего вида. Улицы Парижа и улицы Минска. Первые - грязные, засаленные, в каких-то лохмотьях, а уж если начать спускаться в парижское метро, то картина предстаёт и вовсе не дивная - пачки сигарет, пластиковые бутылки, обёртки от «сникерсов» и его производных, упаковочная бумага - все эти элементы человеческого совместножительства создают восхитительно-неподражаемую картину, достойную экспонирования в музее постмодернизма, если бы рука взыскательного продюсера до неё дотянулась. В Булонском лесу кусты кишат упитанными крысами, а на подъездах к празднику, который всегда с тобой, как несъедобные грибы после дождя, расположились земляночные мини-городки. Это поначалу удивляет, а потом привыкаешь. Человек, чай, существо социальное, привыкает ко всему и везде.
Минск - полная противоположность. Улицы чистые, вымытые, аккуратно прибранные, ни одной мусоринки не заметишь, даже если пройдёшь под микроскопом. Метро белорусской столицы - образец высокой культуры быта. Везде настолько идеальный порядок, что люди, прибывшие из менее прихотливых стран, думают - как такое возможно. Некоторые изумились, когда узнали, что протестанты снимали обувь, чтобы встать на скамейку - ещё бы. Чистота и порядок снаружи - это выражение чистоты и порядка внутри. И это сравнение только внешних составляющих. Кто бывал в Париже и в Минске, может смело подтвердить написанное.
Там, где любят строить всевозможные «железные занавесы», прекрасно понимают, кто чего стоит. Задача «вскрыть» Белоруссию, чтобы нивелировать её, обдемократизировать, сделать её безлико-похожей на все остальные еврогорода - одинаково грязноватые, мрачноватые и люмпеноватые - не удалась. Более того - откуда-то на Западе начинают узнавать, что образ «отсталой аграрной страны» весьма далёк от действительности. Оказывается - к искреннему удивлению для многих - что белорусские ИТ-специалисты одни из самых лучших в мире, а значит, за ними нужно устраивать настоящую охоту. Только по льготным условиям, созданным Батькой под личную ответственность для отечественных специалистов в высокотехнологической отрасли, ни одна страна ЕС не сможет сравняться с Белоруссией. Отсюда и отсутствие очереди из истосковавшихся по иноземной волюшке потенциальных трудовых мигрантов у дипмиссий Латвии и Литвы в Минске.
Такую же охоту официальная Рига решила объявить на белорусских врачей. Особенно сейчас, когда все отечественные силы брошены на борьбу со свирепствующим коронавирусом. Мол, залетайте на огонёк, мы же хорошие, демократичные. Оставьте своего отсталого Батьку, давшего вам образование и раскрывшего возможности постоянного профессионального роста. Идите лучше к нам, в постсоветский дотационный придаток евроколхоза. Своих врачей и медсестёр не хватает катастрофически, свои программисты давно положили талант на службу иностранным корпорациям - так на белорусское добро хочется глаз положить. В годину протестного обострения латвийские госведомства торопились размашисто составлять списки тех, кто нам может из Белоруссии понадобиться. Что же, по сравнению с этим воздухосотрясательным прожектёрством у фантазий Манилова есть высокие шансы на исполнение.
Между тем кому надо, тот знает о растущей экономической мощи Белоруссии и её особом геополитическом значении для евроазиатского пространства. Знает и боится, оттого и демонизирует её в глазах своих простеньких обывателей, которым недосуг даже глянуть на карту мира и определить точное местонахождение страны, о которой они с учёным видом знатока судачат. Кому надо, тот знает о том, что Белорусская атомная электростанция в Островце (сорок километров от несчастного Вильнюса) уже неделю как заработала. А 7 ноября, в красный день календаря, состоялась официальная торжественная церемония её запуска. Но и это не всё - в планах Александра Григорьевича - построить ещё одну атомную электростанцию и вовсе отказаться от газовых поставок, переведя всю страну на электропотребление. Кажется, дорого, но на самом деле окупится с лихвой. Всё, в том числе и транспорт, будет питаться электричеством. Скептические ухмылки бессмысленны. Батька таких слова на ветер не бросает. С программистами ведь тоже никто не верил - а вот оно как. Получается, как в старом добром лозунге: белорусский строй - это социализм плюс электрификация всей страны.
Прибалтика же вынуждена будет отставать. Потому что это её единственный выход. Она ровным счётом ничего не смогла создать для укрепления своего экономического потенциала, да и само сочетание «экономический потенциал» для Прибалтики потеряно. Конечно, остаётся только рассчитывать на администрацию Байдена, которая может чем пособит, хотя бы советом. Но в ближайшие годы пропасть между балтийскими странами и Белоруссией будет только расти. По обоюдному согласию.