Кто выгнал англичан ?

Sep 14, 2020 14:30





11 декабря 1917 г. британский генерал Алленби, входит в Старый город в Иерусалиме.

Британия захватила Эрец Исраель в ходе I Мировой войны в 1917-1918 годах. 2 ноября 1917 была провозглашена декларация Бальфура, а 10 декабря британцы взяли Иерусалим. После войны, в 1922 году, Британия получила мандат от Лиги Наций на управление «Палестиной», где обязывалась содействовать  «установлению еврейского национального дома в Палестине».

Но Британия обманула евреев, национальный дом не был создан, и косвенно это создало условия для геноцида евреев в ходе последующей, II Мировой войны. На разных этапах, разные еврейские организации либо сотрудничали с британцами, либо боролись с ними. Во второй половине 40-х годов, после окончания II Мировой войны, отношения между еврейскими организациями и Британией резко обострились.

Ниже предлагается перевод выступления историка, др. Ури Мильштейна на военно-историческом форуме в Лоде, в ноябре 2017 года.



Кто выгнал англичан из Эрец Исраель ?

Каждое политическое движение, придя к власти, заинтересовано прославлять свои достижения и преуменьшать (или скрывать) свои ошибки. Заинтересовано оно также преуменьшать (или скрывать, замалчивать) достижения своих политических оппонентов, не ставших частью истеблишмента. Например, ЭЦЕЛ и ЛЕХИ были вне истеблишмента долгое время - с 30-х гг и до 70-х, но и сегодня, когда их потомки и, в некотором смысле, продолжатели занимают министерские должности, их мало интересуют вопросы истории и вообще области гуманитарных исследований.

Истеблишмент (Бен-Гурион и «левые» тех времен, которые сегодня были бы правее Ликуда в вопросе о Эрец-Исраэль) написал историю Войны за Независимость и истеблишмент цензурировал все публикации.

В любом случае - все, что было опубликовано, было полуправдой. Большинство населения верит истеблишменту - иначе он не был бы истеблишментом. В школе нам преподавали (и в них верит большинство населения) базисные факты: была Война за Независимость и мы в ней победили.

Для большинства людей, знание этого, вполне достаточно. Но тем, кому вправду интересна история, ясно, что картина эта неполная и часто искаженная. Запрещая давать полную картину событий, истеблишмент нейтрализовывал угрозу себе и отменял эффективную «работу над ошибками»…

* * *

Итак, кто же выгнал англичан отсюда?  ЭЦЕЛ или ЛЕХИ ? ЭЦЕЛ с ЛЕХИ или Һагана с ПАЛЬМАХ?  Бен-Гурион? Сами англичане?

Сегодня хорошо известно, что англичане хотели создать в Эрец-Исраэль, военные базы, в рамках начинавшейся «холодной войны». Они очень старались, чтобы как минимум Негев не был частью Израиля, находился бы под властью Трансиордании или Египта и там, в Негеве англичане хотели иметь свои военные базы. Лондон не хотел уходить отсюда и Лондон не хотел оставаться, но об этом ниже.

Дискуссия о том, кто выгнал англичан из Эрец-Исраэль активно велась в Израиле в 50-е гг.  Ревизионисты и социалисты, объявляли себя, главными «виновниками» этого.  Другими словами, каждый приписывал себе заслугу создания для англичан таких условий, что они решили возвратить Мандат на Эрец-Исраэль в ООН.

Это похоже (не в точности, но достаточно) на то, как «Хизбалла», не имеющая сил победить ЦАХАЛ в открытой конвенциональной войне, создала для нас невыносимые условия в Ливане, приведшие к нашему бегству оттуда в 2000 году.

В сионизме было четыре варианта практических действий для достижения еврейской независимости в Эрец-Исраэль:

1) «Политический» (Теодор Герцль, Нахум Гольдман, Аба Эвен, Шимон Перес) - т.е. достижение еврейской независимости в Эрец-Исраэль должно проводиться с помощью политических средств.  Герцль считал, что он может встретиться с султаном, предложить ему что-то и султан взамен подарит евреям автономию в Эрец-Исраэль.

Не Перес и не МЕРЕЦ стояли у истоков «политической» школы в сионизме. Все идет от Герцля и Гольдмана.

2) Вариант «Практического сионизма».  Часть «практического сионизма» сосредотачивалась на поселенческом движении (Гордон, Табенкин, рав Кук (отец и сын), «Гуш эмуним»). Они считали, что если евреи будут жить на всех землях Эрец-Исраэль, то остальные проблемы постепенно рассосутся сами.  Другая часть «практического сионизма» тоже была за поселения, но ударение ставила на т.н. «партийном сионизме» (термин придумал я, Ури Мильштейн, его вы не найдете ни в какой книге). Эту «школу» возглавлял Бен-Гурион (Голда Меир, Биньямин Нетанияhу). Идея была следующая. Для достижения еврейской независимости в Эрец-Исраэль нужна сила, сила евреев, евреев надо консолидировать. Консолидировать евреев можно с помощью идеологии, а для внедрения идеологии в мозги масс нужна партия, которая будет у власти. Власть партии будет над всей системой, всем обществом - и только такая консолидация приведет к победе дела сионизма.

Напоминает фашизм?  Может быть. Я не считаю фашизм чем-то плохим или хорошим. Фашизм это уже история.

Муссолини, левый социалист в начале своего политического пути, выступал за «национальное единство», что не является чем-то плохим и это понятие совершенно легитимно до сего дня, что правильно, IMHO. Левые во всех странах, не без основания часто называют своих оппонентов «фашистами». Без «национального единства» государство не выживет, поэтому, в любом государстве есть какой-то элемент «фашизма», если угодно.  Бен-Гурион это прекрасно понимал.



Эмблема ЭЦЕЛ

Жаботинский, на мой взгляд, понимал проблемы, стоящие перед сионизмом, глубже и шире, чем Бен-Гурион.

Жаботинский был более интеллектуалом, чем Бен-Гурион, но у него был один большой недостаток - он не был политиком. Он не понимал, что надо быть политиком, чтобы претворить в жизнь свои идеи, которые, в большинстве своем, были Бен-Гурионом приняты на вооружение. Я всегда говорю, что лучшим учеником Жаботинского был не Бегин и не Шамир, а Бен-Гурион.

И этот недостаток Жаботинского стал и недостатком ревизионизма. Политики они были никудышные. Почти что до сегодняшнего дня.

3) «Синтетический сионизм» (Хаим Вейцман и Моше Шарет) - объединял политический и практический сионизм.

4) «Военный сионизм» (Марко Барух, Жаботинский, Трумпельдор, Аронсон (НИЛИ), Голомб, Бегин, Шамир, Шарон ). Марко Барух был т.с. наставником Жаботинского в военных вопросах. Интересно, что Жаботинский и Трумпельдор в начале были пацифистами. Элияhу Голомб был одним из немногих в социалистическом движении, кто понимал в военных вопросах и придавал им первостепенное значение.

* * *

В общем, эти «школы» так или иначе противостояли Великобритании. Посмотрим сейчас, как каждая школа это делала и как каждая «школа» способствовала (или вредила) делу избавлению Ишува от британцев.

Бен-Гурион до середины Первой мировой войны считал, что сионизм должен действовать в фарватере турецкой политики. Сионизм добьется своей цели в рамках Османской империи. Позднее, во время Мандата, он был сторонником Англии и считал, что союз сионизма с Англией усилит Ишув, его партию и его личный статус.

Бен-Гурион не отличался от всех премьеров Израиля, решавших как себя вести в отношениях с США. Его отношения с Лондоном были точно такими же.  Партийный подход предусматривает первым делом думать о своей партии, а уже потом о стратегии. Поэтому действия всех премьеров в отношениях со «старшим братом» были направлены на максимальное сокращение возможного риска в отношениях с ним.

Бен-Гурион, несомненно, ошибался в «турецком вопросе». У него были ошибки и в отношениях с Англией, но в одном он был прав на 100%: он раньше других понял, что лошадь, на которой надо ехать, была не Британская империя, а США.  Есть такие, кто с этим не согласны - они утверждают, что Бен-Гурион должен был ориентироваться на СССР…

Жаботинский был уверен, что сионизм не должен ставить на Турцию - государство одновременно и примитивное, и мусульманское.  Он считал, что сионизм должен сотрудничать с Лондоном.

Им и Трумпельдором были созданы военные отряды «погонщиков мулов» (конец 1914 года), составленные, главным образом из евреев, депортированных Турцией из Эрец-Исраэль. Стратегия Жаботинского была: евреи должны участвовать в войне, чтобы иметь право что-то требовать.

Бен-Гурион говорил то же самое, но уже в 1939 году.

За «погонщиков мулов» Жаботинского осуждало все руководство сионистского движения («турки вырежут евреев Эрец-Исраэль» и т.д.) Жаботинский им отвечал:

- единственный шанс сионизма - сотрудничество с Британией.

Создание еврейских вооруженных сил, признанных Британией, это событие, IMHO более важное, чем «Декларация Бальфура». «Декларация» была  бумагой, а, как мы знаем из мировой истории, документ не стоит часто даже той бумаги, на которой он был написан. Например - «соглашение Осло». Создание же еврейских вооруженных сил - это основополагающее практическое событие. Но, к сожалению, стратегическое мышление в сионизме после Жаботинского сошло на нет - во многом благодаря тому, что МАПАЙ ставил партийные интересы на первое место…

За все время Мандата, англичане позволили нам организоваться и собрать необходимые силы для победы над арабами в 1947 - 49 гг.  Однако, англичане очень быстро сообразили, к началу 20-х гг, что восстановили против себя арабский мир. Алленби, Бальфур и Ллойд-Джордж ушли. Пришли другие люди, которые должны были заботиться не о евреях, а в первую очередь об интересах Империи.  Арабские восстания 1920-21, 1929, 1936-39 гг стали причиной постепенного фактического отказа Британии от «Декларации Бальфура».

«Белая книга Черчилля» (вышла после погромов 1920-21 гг) отрезала от территории, обещанной евреям в 1917 году все Заиорданье. Теперь говорилось, что евреи могут получить (а могут и не получить) государство только в западной части Эрец-Исраэль, да и то не во всей.

Вторая «Белая книга» (1930), составленная после погромов 1929 года, еще более отходила от идеи еврейской политической независимости.

И в 1920-21 гг, и в 1929 году евреи показали, что защищать себя эффективно они не могут и/или не хотят. Отход Британии от Декларации Бальфура, IMHO, связан и с этим тоже.

* * *

Изгнание англичан из Эрец-Исраэль началось с осознания того факта, что Британия не собирается претворять Декларацию Бальфура в жизнь. Это привело к постепенному прекращению «дружбы» с ними, - если хотите, началось «размежевание».

Жаботинский еще в начале 20-х гг был возмущен тем, что англичане не дали ему создать еврейские вооруженные силы, но тогда его сумели убедить замолчать. Но уже в 1931 году «Һагана» в Иерусалиме  раскололась (из-за слишком пассивной позиции руководства Ишува в событиях 1929 года) и «раскольники», позже ставшие организацией «ЭЦЕЛ», попросили Жаботинского их возглавить.

Создание ЭЦЕЛ положило начало процессу изгнания Британии из Эрец-Исраэль. Что такое «ЭЦЕЛ» ?

Левые и ветераны «Һаганы» любят рассказывать о слабости ЭЦЕЛ, его малочисленности и второстепенной роли в процессах, происходивших в Стране в 30-40 гг.  Но ЭЦЕЛ определил важнейшие вещи: «мы не пассивны», «мы не ждем милости от Лондона, не ждем, пока он нас спасет», «любое нападение арабов будет отмщено и им будет нанесен ущерб еще более значительный».  Конечно, и нападения и ответные акции возмездия были относительно невелики по своим масштабам, но в Стране зародилось нечто новое: евреи защищают себя сами, не дожидаясь и не вымаливая помощи у англичан, создавая все тот же «фактор сдерживания», о котором мы так много сейчас говорим.  ЭЦЕЛ были первыми - Ицхак Саде и Вингейт появились позже.

Уже с 1934 года ЭЦЕЛ и «ревизионисты» первыми в Ишуве начинают «нелегальную алию» - доставку еврейских репатриантов в Эрец-Исраэль в обход англичан и чинимых ими препон.

«Восстание» («ha-Меред»).

В 1940 году ЛЕХИ откололся от ЭЦЕЛ и стал вести вооруженную борьбу с англичанами.  ЭЦЕЛ принял программу Бен-Гуриона - «мы будем воевать с немцами, как будто нет Белой книги…».  Авраам Штерн сказал, что если мы не будем воевать с англичанами, они после войны с Германией создадут здесь арабское государство. Штерн сказал, что поддержит Британию в войне с немцами только если Лондон пообещает создание еврейского государства в Эрец-Исраэль после войны. В этом была суть разногласий Штерна с командиром ЭЦЕЛ Давидом Разиэлем.

Конечно, к Штерну никто серьезно не относился, но часто бывает, что важные события, процессы, начинают и какое-то время ведут люди, к которым никто серьезно не относится. Штерн первым начал вооруженную борьбу с Британией.

В 1943 году ЭЦЕЛ возглавил Менахем Бегин. 1 февраля 1944 года он объявил «Восстание» против Британии.

С октября 1945 и по август 1946 к ЛЕХИ и ЭЦЕЛ присоединяется «Һагана» в т.н. «Движение еврейского сопротивления» - организованные партизанские действия против англичан. В отличие от арабского террора, действия всех трех организаций не были направлены против гражданских целей.  После взрыва отеля «King David» в Иерусалиме, «Һагана» прекращает сотрудничество с «ревизионистами».

В 1944 году людьми ЛЕХИ в Каире был убит лорд Мойн.

В 1946 году ПАЛЬМАХ взрывает 9 мостов, после чего англичане устраивают «Черную субботу», после которой ЭЦЕЛ взрывает «King David».

Эти и многие другие акции привели к тому, что английские «четыре матери» стали громко спрашивать: «Зачем мы посылаем наших детей в Эрец-Исраэль?!  Разнимать евреев и арабов?!»

Бен-Гурион, который сначала начал сотрудничество с «ревизионистами», а потом прекратил его, решил использовать «нелегальную иммиграцию» для дискредитации Великобритании в глазах мирового общественного мнения. Огромную помощь в этом деле ему оказали «еврейские СМИ» в США. Слово «Эксодус» стало известно во всем мире и теперь ассоциировалось не с выходом евреев из Египта, а со страданиями уцелевших в Катастрофе пассажиров корабля с этим названием.



Заслугой Бен-Гуриона было привлечение президента США Трумэна к процессу создания Израиля. Сначала Трумэна попросили «надавить на Бевина». «Но ожесточил Господь сердце фараона» Бевина - и США стали давить сильнее, втягиваясь все больше и больше в ближневосточные дела.

В начале 1947 года Бен-Гурион предложил Лондону продление Мандата в обмен на полную отмену «Белой книги». Бевин (как и Бегин с Шамиром) не согласился, а решал все Бевин, не Эттли. Тогда даже ходил такой анекдот: «К двери дома на Даунинг стрит 10 подъехал пустой автомобиль и из него вышел премьер-министр Эттли».

В середине 1947 года глава комиссии УНСКО наблюдал в Хайфе, как британская полиция хватает пассажиров «Эксодуса» и отправляет их назад - в Германию.

Все эти события привели к нашей величайшей и, на данный момент, последней дипломатической победе - итоги голосования в ООН 29 ноября 1947 года по вопросу о разделе Эрец-Исраэль и создания еврейского государства.

Опубликовано в издании «Дагеш»

Перевод - сотрудники сайта  «Дагеш»

редактировал лазарудин

Эрец Исраель, сионизм, история

Previous post Next post
Up