Начало -
часть первая. Продолжение -
часть вторая Карл де Прево, Karol (Carlo) de (di) Prevo (Prewot, Prewo), (1670, Тичино, Италия или Швейцария - 1737, Польша) - польский художник итальянского происхождения. В период 1708 - 1737 работал над оформлением Кафедрального собора Рождества Пресвятой Богородицы в Сандомире. Создал изображения святых мучеников, в том числе картину ритуального убийства евреями христианских детей. Надпись рядом с картиной гласит: filius apothecarii ab infidelibus judeis sandomiriensibus occisus (сын аптекаря, убитого неверными евреями Сандомира). Картину заказал священник и ярый антисемит Стефан Жуховски, Stefan Żuchowski (1666 - 1716).
Историческим фоном были очередные кровавые наветы 1698 года и 1710 - 1713 годов против сандомирских евреев. В 1698 г. был казнён староста Сандомирской синагоги Александр Берк, по лживому обвинению в убийстве двухлетней девочки. В 1710 евреи Сандомира были обвинены в убийстве в ритуальных целях ребенка Георгия Красновского. Обвинялся прежде всего раввин Яаков Герц. Процесс длился 3 года - во время него сын обвиняемого, Абрам, перешел в католичество и дал показания против отца, уличающие Герца. Постепенно увеличивалось число обвиняемых, которые, наконец, в 1713 году были осуждены на смертную казнь. В 1712 король Август II Сильный издал указ об изгнании евреев из Сандомира.
«Ритуальное убийство» 1708 - 1737
Михай Мункачи (Michael Leo Lieb, 20 февраля 1844, Мункач (Мукачёво), Украина - 1 мая 1900, Бонн,Германия) - венгерский художник-реалист. Учился в Академии художеств в Вене, жил и работал в Австро-Венгрии, Германии, Франции. Считается важнейшим национальным живописцем Венгрии. Летом 1896 года здоровье Мункачи резко ухудшилось. Лечился в Баден-Бадене. Позже был доставлен в психиатрическую больницу в Энденихе близ Бонна, где умер 1 мая 1900 года. 9 мая был похоронен на кладбище Керепешы в Будапеште.
Михаю Мункачи приписывают авторство картины «Кровавый ритуал». Долгий и тяжёлый поиск в интернете не обнаружил доказательств того, что Мункачи действительно автор этой картины. Единственный серьёзный (научный) источник, где Мункачи назван автором, это этнографическая брошюра Светланы Амосовой «Наветные тексты и другие представления о еврейских праздниках у жителей Латгалии». Однако С.Амосова не историк живописи, а этнограф, и вполне могла ошибиться, доверившись сомнительным источникам.
Как бы то ни было, эта картина кем-то нарисована. Исторический фон для неё был таким:
Кровавый навет в Тисаэсларе
В венгерской деревне Тисаэслар (Tiszaeszlár), 1 апреля 1882 года, перед праздником Песах, пропала 14-летняя христианская девушка Эстер Шоймоши (Solymosi Eszter). После безрезультатных поисков был пущен слух, что девушка стала жертвой религиозных еврейских фанатиков. Начался долгий и тяжёлый судебный процесс вызвавший огромную волну антисемитизма и еврейские погромы в Братиславе, Будапеште, других городах. Пятнадцать евреев, жителей Тисаэслар, были арестованы по обвинению в ритуальном убийстве. Несмотря на пытки и издевательства, все отрицали свою вину. Через два с половиной месяца, 18 июня, из реки Тисы около деревни Дада, плотогонами было извлечено тело девушки. Но процесс продолжался ещё больше года. В конце концов, 3 августа 1883 года, все обвиняемые были полностью оправданы.
Оправдательный вердикт и освобождение заключённых, большинство из которых находились в тюрьме 15 месяцев, послужило сигналом к беспорядкам в городах Венгрии. Толпившиеся и скандалившие около здания суда во время заседаний оскорбляли заключённых и угрожали свидетелям и адвокатам.
Кровавый навет в Тисаэсларе был одним из наиболее заметных в Европе в конце XIX века. Он послужил оправданием кровавых погромов в Венгрии в 1919-1921 годах. В 1920-х - 1940-х годах его использовали венгерские и немецкие нацисты.
«Кровавый ритуал». 1882 - 1897. (Михай Мункачи ?)
Мориц Даниэль Оппенгейм (Moritz Daniel Oppenheim, 7 января 1800, Ханау, Гессен-Кассель - 26 февраля 1882, Франкфурт-на-Майне, Германия) - немецкий живописец еврейского происхождения. Первый крупный художник, который родился евреем, остался евреем и сознательно выбирал темы из еврейской жизни.
«Возвращение еврея-добровольца после войны за независимость в семью, живущую согласно старым традициям». 1833
«Хедер» (начальная религиозная школа) 1878
Эдуард Саломон Франкфорт (Eduard Salomon Frankfort, 21 Июня 1864, Меппел - 19 Августа 1920, Ларен, Голландия) - Голландский художник еврейского происхождения. Получил ортодоксальное еврейское образование, затем изучал живопись в Королевской Академии искусств в Амстердаме и в бельгийской Королевской Академии искусств в Антверпене. Работал в Голландии и Южной Африке.
«Богословский диспут». 1888.
Николай Корнильевич Пимоненко (Микола Корнилійович Пимоненко; 9 марта 1862, Киев - 26 марта 1912, Киев, Российская империя) - украинский жанровый живописец, академик Императорской Санкт-Петербургской Академии художеств.
«Жертва фанатизма» - одна из наиболее известных картин Пимоненко - написанная в 1899 году, после того, как он прочитал в газете об избиении членами еврейской общины девушки-еврейки, которая полюбила кузнеца-украинца и перешла в христианство. Взволнованный этой заметкой, художник перед написанием картины посетил местечко Кременец на Волыни, где сделал много эскизов с натуры.
«Жертва фанатизма» . 1899
Самуил (Шмуэль) Давидович Гиршенберг (22 февраля 1865, Дрогобыч или Лодзь, - 15 сентября 1908, Иерусалим) - художник-реалист, польский еврей. Его произведения отличались мрачностью и депрессией. В 1907 поднялся в Эрец Исраэль, где преподавал в основанной годом ранее Академии художеств «Бецалель», писал портреты жителей и пейзажи окрестностей Иерусалима, здесь его творчество стало более светлым и жизнелюбивым, но через год он умер, похоронен на Масличной горе.
«Йешива» 1887
«Вечный жид». 1899. Представляет образ обездоленного, испуганного и жалкого еврея, скитающегося по миру в поисках пристанища. Почти две тысячи лет такой образ был актуальным. Картина подарена автором музею «Бецалель»
Два видных деятеля сионистского движения - основатель академии «Бецалель» профессор Борис Шац и философ и писатель Ахад hа-Ам, на фоне картины «Вечный жид», в созданном в 1906 году в Иерусалиме музее искусства. Фото 1911 года.
«Храмовая Гора, купол над скалой». 1907
«Йеменские евреи у Западной Стены» (Стены Плача) 1907-1908. Очень важный рисунок, встреча двух еврейских цивилизаций.
Владимир Дмитриевич Вучичевич-Сибирский (25 июля 1869, Полтава - 15 сентября 1919 года, Щегловск, Томская губерния) - русский художник-живописец, потомок сербов из Черногории. Сочувствовал и помогал русским революционерам-народникам, принял самое живое участие в революционных событиях 1905 года: ходил на демонстрации, печатал и распространял прокламации. Именно в это же время он пишет свою картину «Черносотенный погром в Томске (события 20 октября 1905 года)», в которой постарался воплотить тот ужас, который способна породить ненависть одних людей (черносотенцев) к другим (евреи). В дальнейшем намеревался, в виде художественной открытки напечатать и распространить эту картину среди общественности, но замысел не удался. Во время Гражданской войны трагически погиб вместе со своими детьми в результате бандитского нападения.
«Черносотенный погром в Томске 1905 года.»
Сальвадор Дали (11 мая 1904, Фигерас, Каталония, Испания - 23 января 1989, там же) - испанский художник, график, скульптор, режиссёр и писатель. Один из самых известных представителей сюрреализма.
"Алия. Возрождение Израиля". 1968 г.
«Стена Плача». Сальвадор Дали. 60 - 70-ые годы
Менора. Сальвадор Дали
Великий художник обратился к евреям с такими словами: «Вы, еврейский народ, избранные сыны Авраама, Ицхака и Яакова. Для вашей решимости поддерживать традиции, для радости освящения ваших празднеств я создал эту менору и «Стену Плача». Пока вы с непоколебимой верой молитесь вашим предкам, я хочу видеть в сиянии этих ясных и радостных огней уважение к вашему народу».