Несколько дней назад я делал анонс, на встречу с этим гигантским художником, встречу конечно же не совсем настоящую, а скорее духовную, но тем не менее. Кто меня читает, тот поймет о чем я. Дело в том, что я конечно же снимать различного материала успеваю много больше, и значительно быстрее, нежели я успеваю его обработать, выложить в сеть, и уж тем более по этому материалу подготовить и выложить нормальный пост. Я уж не говорю про какие то "шедевры" и "нетленки", но уж если и писать что то, и затем на всеобщее обозрение выкладывать, то уж нужно наверное как то так постараться, чтобы потом сильно стыдно не было. Мне часто бывает стыдно за свою пачкотню, и я по многу раз переписываю уже написанное, по сто раз правлю, и в итоге нередко удаляю написанное подчистую, и потом через какое то время пишу задуманное заново. И хотя я по прежнему подтверждаю, что мой журнал, это всего лишь мой личный дневник, и он не является ни рупором чьей то пропаганды, ни СМИ, ни чем бы то ни было еще. Все что здесь написано, исключительно мое, и предназначено тоже только для меня самого.
1
Ну и может еще для моих друзей и близких мне людей. Всех со мной несогласных, а уж тем более тех, кто "читает мои письма, заглядывая мне через плечо", я посылаю "НАХ-утор бабочек ловить".
Я не пытаюсь и никогда не смогу угодить всем, и не хочу ни с кем, ни о чем спорить.
Мне плевать на SUP и их мнение обо мне, также начхать на СК и всякие рейтинги, мне параллельны коммунисты, анонисты, единороссы, справедливороссы, баптисты, адвентисты, кремлеботы, ватники, хохлы и москали, ЦРУ-шные подставные тролли, разные титушки, и др.
При всем при этом я однозначно люблю свою Родину Россию, и если понадобится, то буду её защищать в то числе и в сети. Это означает только то, что у меня есть своя голова на плечах и свое мнение по всем вопросам.
В моем журнале как то не обходится без фотографий, но не всегда к сожалению получается иллюстрировать свои посты именно качественными и высокохудожественными фотографиями. Когда то, сто лет назад, в юности, я увлекался фотографией, и были у меня конечно на вооружении разные пленочные камеры.
Начинал я с "Чайки", потом были разные "Зениты", затем был хороший с электро-приводами "Olimpus", ну а потом я уже где-то с 2006-ого года перешел на цифру. Сейчас у меня CANON 5D MII, и CANON 1DX, первый просто хороший аппарат, второй очень хороший, наверное лучший в своем классе среди профессиональных зеркалок. К ним накопилось конечно и много разной сменной оптики. Всякие там штативы, фото-рюкзаки, ДУ, фильтры, вспышки, и прочие радости фотографа, описывать не буду, долго, да и лень. А главное не хочу показаться хвастуном, поскольку зрители, мастера, и коллеги, оценивают ведь саму работу, а не чем она сделана. В этом смысле я конечно не волшебник, и не смотря на то, что когда-то закончил знаменитый ВГИК, в фотографии я конечно же просто любитель. Во ВГИКЕ я учился на кафедре менеджмента Кино и ТВ, и в дальнейшей моей профессиональной карьере я никогда не зарабатывал свой хлеб с камерой в руках. Поэтому я любитель фотографии, ценитель, но не более.
В моих залежах, закромах и запасах накопилось столько фотографий, что наверно можно долго ничего не снимать, и каждый день что то новое выкладывать. Я конечно же не гонюсь за количеством, а если что то пишу в свой журнал, и соответственно иллюстрирую его своими фотографиями, то исключительно под соответствующее настроение. Пишу я в свой журнал обычно, когда есть что сказать, и уж конечно когда уже не могу, промолчать и ничего "не сказать". Таким толчком к написанию нового поста был недавно мной просмотренный, и совершенно мной непонятый, фильм Никиты Михалкова "Солнечный удар". Но Бог с ним, с фильмом, сегодня речь не о нем, и не о его авторе Михалкове, а о его родном деде, великом русском живописце Василии Ивановиче Сурикове. Глыба был этот человек, и как художник, действительно милостью божьей не обделенный.
Дело в том, что не так давно, как то так невзначай, проходя проезжая мимо Суриковского дома, я вдруг вспомнил, вспомнил как я в усадьбе этого дома, не так давно, учил свою младшую дочь Машу, держать фотокамеру в руках. Фотокамеру Маша конечно же уже тогда в руках держать могла, у нее на тот момент был CANON 60D, ну а в этот раз Маша знакомилась с 5D - MII, и с 1DX. Эти новые камеры, отличаются от 60-тки, примерно также, как MSD190 от Gelendewagen, и соответственно сложнее в разы и функциональнее. Тогда было отснято достаточно много материала, а сейчас его пришлось только поискать, чтобы найти. Снимаю я обычно в RAW формате, и использую в дальнейшей работе сначала программу-конвертер DPP, затем редактр ACDSee-Pro6, и PHS-cs5.1, и много других по необходимости.
А что Василий Суриков? Он в своих бессмертных работах использовал только свои глаза, руки, сердце и душу, а из подручных средств в работе были нужны кисти, краски, мастехины, холст, льняное масло, мольберт и палитра, и может еще какие то секретные ингредиенты. У каждого великого мастера всегда есть много своих фирменных, только одному ему известных секретов. Фотография в тот период только-только зарождалась, ну а живопись конечно была в самом расцвете. Имя Василия Сурикова до сих пор стоит в ряду самых известных мастеров живописи, и занимает конечно же самую верхнюю строчку.
2
Васи́лий Ива́нович Су́риков (12 (24) января 1848, Красноярск - 6 (19) марта 1916, Москва) - русский живописец, мастер масштабных исторических полотен.Суриков родился 12 (24) января 1848 года в Красноярске, он принадлежал к роду казаков, которые пришли в Сибирь с Дона с Ермаком еще в 16 веке [источник не указан 292 дня]. Крещён 13 января во Всех-Святской церкви. Дед - Василий Иванович Суриков (умер в 1854 году), двоюродный брат деда - Александр Степанович Суриков (1794-1854), был атаманом Енисейского Казачьего полка. Был он силы непомерной. Как-то в бурю оторвался от берега казачий плот, атаман бросился в реку, схватил бечеву и, как в былине богатырь, вытащил плот на берег. В его честь назван остров Атаманский на Енисее. Дед Василий Иванович Торгошин служил сотником в Туруханске.
Отец - коллежский регистратор Иван Васильевич Суриков. Мать - Прасковья Фёдоровна Торгошина - родилась 14 октября 1818 года в казачьей станице Торгошино под Красноярском (современное название Торгашино). В 1854 году отца перевели на службу в акцизное управление в село Сухой Бузим (в настоящее время Сухобузимское, Сухобузимский район Красноярского края).
Дочь Сурикова Ольга была замужем за художником Петром Петровичем Кончаловским. Его внучка Наталья Кончаловская была писателем, среди её работ - биография деда «Дар бесценный». Её дети - правнуки Василия Сурикова: Никита Михалков и Андрей Кончаловский. Правнучка - Ольга Семёнова
3
В возрасте восьми лет Суриков приезжает в Красноярск и заканчивает два класса приходской школы при Всехсвятской церкви; в 1858 году начинает учёбу в уездном училище. Родители остаются жить в Сухом Бузиме. В 1859 году в Сухом Бузиме от туберкулёза умирает отец Василия Ивановича. Мать с детьми возвращается в Красноярск. Денег не хватает - семья сдаёт в аренду второй этаж своего дома.
Василий Иванович начал рисовать в раннем детстве. Первым учителем рисования для Сурикова стал Николай Васильевич Гребнёв - учитель рисования Красноярского уездного училища. Наиболее ранним датированным произведением Сурикова считается акварель «Плоты на Енисее» 1862 года (хранится в музее-усадьбе В. И. Сурикова в Красноярске).
После завершения обучения в уездном училище Суриков устраивается работать писцом в губернское управление - у семьи не было денег на продолжение образования в гимназии. Во время работы в губернском управлении рисунки Сурикова увидел енисейский губернатор П. Н. Замятнин. Губернатор нашёл мецената - красноярского золотопромышленника П. И. Кузнецова. Пётр Иванович оплатил обучение Василия Сурикова в Академии художеств.
4
11 декабря 1868 года Суриков с обозом Кузнецова Петра Ивановича выехал из Красноярска в Санкт-Петербург. Суриков не смог поступить в Академию, и в мае-июле 1869 года учился в Санкт-Петербургской рисовальной школе Общества поощрения художников. Осенью 1869 года Василий Иванович сдал экзамены, стал вольнослушателем Академии художеств, а через год был зачислен воспитанником.
С 1869 по 1875 год Суриков учился в петербургской Академии художеств у П. П. Чистякова. Во время учёбы Суриков за свои работы получил четыре серебряных медали и несколько денежных премий. Большое внимание уделял композиции, за что получил прозвище «Композитор».
Первую самостоятельную работу Сурикова «Вид памятника Петру I на Сенатской площади в Санкт-Петербурге» (1870 год) приобрёл П. И. Кузнецов (первый вариант картины хранится в Красноярском государственном художественном музее им. В. И. Сурикова). Летом 1873 года Суриков приезжает в Красноярск, некоторое время живёт в Хакасии - на золотых приисках Кузнецова. В 1874 году Суриков подарил Кузнецову свою картину «Милосердный самарянин» (хранится там же), за которую получил Малую золотую медаль.
4 ноября 1875 года Василий Иванович закончил Академию в звании классного художника первой степени.
5
Василий Иванович получил заказ на создание четырёх фресок на темы вселенских соборов для храма Христа Спасителя. Суриков начал работать над фресками в Петербурге, а в 1877 году переехал в Москву. В Москве собственного жилья не имел, жил в арендованных квартирах и гостиницах, мечтал вернуться в Красноярск. Василий Иванович часто ездил в Красноярск, где проводил лето.
25 января 1878 года Суриков женился на Елизавете Августовне Шаре (1858-1888) (в разных источниках приводятся различные написания имени - Елизавета Артуровна Шарэ). Её мать, Мария Александровна Шаре была родственницей декабриста Петра Николаевича Свистунова (предположительно племянницей, дочерью Глафиры Николаевны Свистуновой и графа Александра Антоновича де Бальмен). У Сурикова и Шаре родились две дочери: Ольга (1878-1958) и Елена.
6
«Утро стрелецкой казни»
В 1878 году Василий Иванович начал работать над картиной «Утро стрелецкой казни». Картина была завершена в 1881 году.
В 1881 году Суриков становится членом Товарищества передвижных художественных выставок.
7
«Меншиков в Берёзове»
П. М. Третьяков в 1883 году приобрёл картину Сурикова «Меншиков в Березове». У художника появились деньги для зарубежной поездки. Он побывал в Германии, Италии, Франции, Австрии, ознакомился с коллекцией Дрезденской галереи, собранием Лувра.
8
«Боярыня Морозова»
В 1881 году Суриков сделал первый эскиз «Боярыни Морозовой», в 1884 году начал работать над картиной. Впервые о боярыне Морозовой Василий Иванович услышал от своей тётки Ольги Матвеевны Дурандиной, у которой он жил в Красноярске во время учёбы в уездном училище. Долгое время Суриков не мог найти типажа для боярыни. Прототипом Морозовой стала тётка Сурикова - Авдотья Васильевна Торгошина. Её муж, Степан Фёдорович, изображён на картине «Утро стрелецкой казни» - стрелец с чёрной бородой. В виде смеющегося купца слева на картине «Боярыня Морозова» изображён бывший дьяк Сухобузимской Троицкой церкви Варсанофий Семёнович Закоурцев. Закоурцев позировал Сурикову для этюда «Смеющийся священник» в Красноярске ещё в 1873 году. Странник с посохом справа на картине написан с переселенца, которого Суриков встретил по дороге в Сухобузимское.
«Боярыня Морозова» экспонировалась на XV Передвижной выставке 1887 года. Суриков на лето уезжает в Красноярск. 8 августа 1887 года художник наблюдает полное солнечное затмение, пишет эскиз затмения, который хранится в Тверской картинной галерее. В 1887 году Василий Иванович начинает работать в жанре портрета. Одним из первых стал портрет матери (1887 год). Портрет «Мой брат» также, вероятно, был создан в 1887 году.
9
«Взятие снежного городка»
8 апреля 1888 года скончалась жена Сурикова. В начале лета 1889 года Суриков вместе с дочерьми уехал в Красноярск, где прожил до осени 1890 года. В Красноярске художник создаёт полотно «Взятие снежного городка» (завершено в 1891 году, хранится в Русском музее).
Игру «Взятие снежного городка» Суриков впервые увидел в раннем детстве по дороге в родное село матери Торгошино. Идею картины художнику подал его младший брат Александр. Он изображён справа на картине, стоящим в кошеве. В кошеве сидит, изображённая в профиль Екатерина Александровна Рачковская - жена известного красноярского врача. Снежный городок был построен во дворе усадьбы Сурикова. В массовке участвовали крестьяне деревни Базаиха.
«Взятие снежного городка» на международной выставке в Париже в 1900 году получила именную медаль.
10
«Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем»
Во время посещения Сибири Суриков изучал жизнь и быт местных народов: вогулов, остяков, хакасов и др. В 1891 году началась работа над картиной «Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем». Этюды для картины Суриков писал на реке Обь. Летом 1892 года Василий Иванович жил на золотых приисках И. П. Кузнецова в Хакасии. В своём письме он писал: «Пишу татар. Написал порядочное количество. Нашел тип для Ермака». Работа над картиной «Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем» продолжилась на Дону в 1893 году, а закончилась в 1895 году.
С 1893 года Суриков - действительный член петербургской Академии художеств.
11
«Переход Суворова через Альпы»
В октябре 1895 года, будучи в Красноярске, Суриков задумал картину «Переход Суворова через Альпы». Первым прототипом для Суворова стал красноярский отставной казачий офицер Фёдор Фёдорович Спиридонов. Ф. Ф. Спиридонов составлял родословную для Сурикова. В то время Спиридонову было 82 года. В 1898 году появился этюд, в котором современники видели прототипом Суворова, преподавателя пения Красноярской мужской гимназии Григория Николаевича Смирнова. Г. Н. Смирнов также имел белую лошадь, которую Суриков изобразил на картине под Суворовым. Летом 1897 года Суриков посещает Швейцарию, где пишет этюды.
Работа над картиной «Переход Суворова через Альпы» завершилась в 1899 году - в 100-летие итальянского похода Суворова. Картина выставлялась в Санкт-Петербурге, Москве, и была приобретена императором.
12
«Степан Разин»
Идея картины «Степан Разин» появилась у Сурикова ещё в 1887 году, но работа над картиной началась в 1900 году. Этюды для картины Суриков писал в Сибири и на Дону. Прототипом Степана Разина стал красноярский учёный Иван Тимофеевич Савенков, или его сын - Тимофей Иванович. Возможно, что ранние этюды делались с Ивана Тимофеевича, а поздние с его сына.
В 1907 году Суриков стал членом Союза русских художников, покинув ряды Товарищества передвижников.
Параллельно с «Степаном Разиным» Суриков работает над несколькими картинами. В 1901 году В. М. Крутовский показал Сурикову брошюру Н. Оглоблина о Красноярском бунте (издана в Томске в 1902 году). В Красноярской шатости 1695-1698 годов участвовали предки Сурикова - Пётр и Илья Суриковы. Суриков начинает картину «Красноярский бунт 1695 года».
Остался неосуществлённым замысел картины «Княгиня Ольга встречает тело князя Игоря, убитого древлянами». Картина была задумана в 1909 году во время поездки на озеро Шира.
13
«Посещение царевной женского монастыря»
«Княгиня Ольга встречает тело князя Игоря, убитого древлянами»
После прочтения книги И. Е. Забелина «Домашний быт русских цариц в XVI-XVII веках», Суриков с 1908 года пишет картину «Посещение царевной женского монастыря» (1912 год). Прототипами царевны стали внучка художника Наталья Кончаловская и Ася Добринская.
14
В 1910 году Суриков вместе с зятем художником П. П. Кончаловским посещает Испанию. В Красноярске в 1910 году по инициативе Сурикова и Л. А. Чернышёва открылась рисовальная школа. Суриков прислал из Петербурга наглядные пособия для школы.
Летом 1914 года Василий Иванович посещает Красноярск, где пишет ряд пейзажей: «Красноярск в районе Благовещенской церкви», «Плашкоут на Енисее», и несколько акварелей. Осталась незавершённой картина «Благовещение» (хранится в Красноярском художественном музее им. В. С. Сурикова).
В 1915 году Василий Иванович уезжает на лечение в Крым. Суриков скончался в Москве 6 (19) марта 1916 года от хронической ишемической болезни сердца. Похоронен рядом с женой на Ваганьковском кладбище.
15
В академических кругах Сурикова долгое время критиковали за скученность композиций, за «кашу» из лиц персонажей, презрительно называли его полотна «парчовыми коврами». Однако «Мир искусства» увидел в этих так называемых пороках именно достоинства суриковской живописи. Глава направления А. Н. Бенуа хвалил Сурикова за всё что есть в его живописи не западного, сугубо национального, за то, что «он рядом с Васнецовым внял заветам древнерусских художников, разгадал их прелесть, сумел снова найти их изумительную, странную и чарующую гамму, не имеющую ничего похожего в западной живописи»
16
Увековечение имени.
Имя Василия Сурикова присвоено Московскому художественному институту.
На родине художника, в Красноярске, в 1954 году поставлен памятник (скульптор Л. Ю. Эйдлин, архитектор В. Д. Кирхоглани), там же в 1948 году открыт дом-музей Сурикова, ныне Музей-усадьба, где в 2002 году был открыт новый памятник (скульптор Юрий Злотя). Собрание живописи и различных предметов краеведческого музея составило основу коллекции при открытии дома-музея.
В 1959 году снят историко-биографический фильм «Василий Суриков» режиссёра Анатолия Рыбакова.
В честь Сурикова назван кратер на Меркурии.
Улицы имени Сурикова в: Липецке (Улица Сурикова (Липецк)), Новосибирске (улица Сурикова), посёлке Сокол в Москве, в с. Сухобузимское Красноярского края, Киеве (Улица Сурикова (Киев)), Иркутске, Кирове.
17
Главные произведения.
Утро стрелецкой казни (1881, ГТГ)
Меншиков в Березове (1883, ГТГ)
Боярыня Морозова (1887, ГТГ)
Покорение Сибири Ермаком (1895, ГРМ)
Переход Суворова через Альпы (1899, ГРМ)
Степан Разин (переписана в 1910 ГРМ, предыдущий вариант экспонировался в 1906 на XXXV Передвижной выставке)
18
В Красноярске:
Улица имени В. И. Сурикова;
Музей-усадьба В. И. Сурикова (ул. Ленина, 98) с памятником;
Художественный музей им. В. И. Сурикова, (ул. Парижской Коммуны, 20);
Художественная школа им. В. И. Сурикова, (ул. Ленина, 79);
Средняя общеобразовательная школа №1 им. В. И. Сурикова (Краснодарская ул., 7 б);
Художественное училище им. В. И. Сурикова, (Свердловская ул.);
Суриковский сквер с бюстом на ул. Ленина;
Сквер с памятником на пр. Мира/ ул. В. Сурикова;
Скамья и верстовой столб в месте, где Суриков решил стать художником (на пересечении Енисейского Тракта и ул. Славы).
Группа членов Товарищества передвижных художественных выставок. Сидят (слева направо): С.Н. Аммосов, А.А. Киселёв, Н.В. Неврев, В.Е. Маковский, А.Д. Литовченко, И.М. Прянишников, К.В. Лемох, И.Н. Крамской, И.Е. Репин, Иванов (служащий в правлении товарищества), Н.Е. Маковский. Стоят (слева направо): Г.Г. Мясоедов, К.А. Савицкий, В.Д. Поленов, Е.Е. Волков, В.И. Суриков, И.И. Шишкин, Н.А. Ярошенко, П.А. Брюллов, А.К. Беггров.
19
Речные суда:
танкер Василий Суриков - Енисейское речное пароходство;
теплоход Василий Суриков - Московское речное пароходство.
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
89
На этом сегодня пока все.
Продолжение следует.
Увидимся.