Интервью: Русское SEO на Западе

Mar 23, 2009 20:42


Сегодня мы берем интервью у Фархода Хидирова, генерального директора компании SEOKomanda о проблемах, с которыми сталкиваются компании, работающие на западном рынке, получающие Google Adwords Qualified Advertising Companies и сертификацию Microsoft AdExcellence, а также Фарход расскажет о проблемах с кадрами, с которыми сталкиваются SEO компании.

Расскажите немного о компании SEOKomanda и о себе лично.

Студия интернет-рекламы ООО «Поисковая оптимизация сайтов» SEOKomanda открылась 23 июня 2008г. Её единым учредителем является Георгий Лаптевский. Компания достигла хороших результатов в рунете, отчасти благодаря опыту, полученному в процессе работы с американскими клиентами. Основной же элемент нашего успеха - наша команда. В компании работают сертифицированные специалисты, имеющие статус профессионалов в самых крупных поисковых системах. На данном этапе в штате компании трудятся 8 человек, трое из которых имеют сертификаты Google Adwords, а также сертификаты MSN и Бегун. Мы очень уважаем и ценим наших сотрудников, ведь благодаря им SEO Komanda имеет успех сейчас и добьётся ещё больших результатов в будущем.

Я являюсь директором компании SEOKomanda. Учился я в ЧЮКе chuc.ru на программиста-техника. Имеются навыки прикладного, web- программирования на языках C, Delphi, Java. Также сформировался опыт хорошего руководителя, под моим руководством находится 7 сотрудников. Молодым специалистам в наше время всегда открыта дорога, главное - показать, что вы действительно незаменимый профессионал своего дела и всегда быть уверенным в себе. Очень люблю футбол и тяжелую атлетику, а жить не могу без интернета. Без интернета я, как без рук.

Компания SEOKomanda является одной из 4х в России компаний, имеющих сертификат Google Adwords Qualified Advertising Companies. Расскажите поподробнее о том, с какими трудностями пришлось столкнуться при получении данного сертификата и какие преимущества он вам принес при работе на отечественном и зарубежных рынках?

Сертификат Google Adwords Qualified Advertising Companies выдаётся компаниям, рекламный бюджет которых достигает около 100 000 долларов за 3 месяца. Основным рынком достижения столь больших бюджетов для нас является рынок США, так как на отечественном рынке более популярными системами являются Яндекс.Директ и Бегун, т.е. российские системы контекстной рекламы.

Здесь мы столкнулись с трудностями, связанными с работой с американскими клиентами. У нас нет возможности лично встречаться с ними (в связи с их географическим положением, разумеется), поэтому приходится рассчитывать только на наши знания и умения. Зато мы уделяем больше сил и времени на достижение высоких значений ROI (return on investment) рекламных кампаний, не тратя их на еженедельные встречи с клиентами.

Преимущества наличия сертификата Google Adwords Qualified Advertising Company, конечно, огромные:


Серьезные компании (в том числе и иностранные) предпочитают работать с фирмами, у которых уже есть огромный опыт менеджмента рекламных кампаний с крупными бюджетами. Для новых фирм это фактически замкнутый круг: если нет доказательств успехов, то крупные клиенты даже и не подумают о сотрудничестве. Мы смогли этот круг в своё время разорвать, и всё благодаря нашей команде специалистов.

Статус общения с поисковыми системами: при определённом уровне бюджетов Google и другие поисковые системы начинаю совершенно по-другому смотреть на нас. Например, сейчас подали заявку на собственного аккаунт-менеджера в Google США, ждём ответа…

Ещё одно безусловное преимущество - компания имеет страницу в Google AdWords, подтверждающую статус профессионала.

Какие преимущества предоставляет компания Google аттестованным компаниям? Предоставляет ли какие-либо бесплатные купоны на Google AdWords и т.п? Ведь сертификация юридического лица в программе имеет немалый порог вхождения (около 100 000 долл бюджет за 3 месяца).

Ознакомиться с более 5 преимуществами можно на официальной странице Google.

Купоны есть и мы их не жалеем. Например, всем новым клиентам, заказывающим контекстную рекламу, предлагаем кредит на рекламу в размере 100$ на Google AdWords при подписании договора.

Также вы являетесь сертифицированным агентством от компании Microsoft - adExcellence. Расскажите поподробнее о преимуществах получения данного сертификата. Дают ли какие-либо бонусы, купоны и т.п. для российских компаний?

MSN больше подходит для рекламирования американских клиентов, т.к. в России особой популярностью не пользуется. На рекламу в сети Microsoft мы, к сожалению, купоны раздавать не можем, но можем составить грамотную рекламную компанию на европейских рынках. Наша компания получила сертификат Microsoft AdExcellence примерно 6 месяцев назад после того, как мы прошли достаточно интенсивную программу подготовки и сдали необходимый экзамен.

Вы работаете с зарубежными заказчиками, предлагаете им вести рекламные кампании в различных системах контекстной рекламы, отличаются ли условия работы с российскими и зарубежными заказчиками? Есть ли подводные камни?

Да, конечно мы предлагаем нашим клиентам различные сервисы контекстной рекламы. К примеру, для одного из наших клиентов, предлагающего услуги по переводу текстов, мы тестировали рекламную кампанию с таргетингом на Канаду, Америку, Англию и причём тестировали во всех сервисах (Yahoo, MSN, Adwords), для того чтобы впоследствии клиент выбрал то направление и ту систему, которую посчитает наиболее эффективной. Результаты тестирования оказались настолько впечатляющими, что он решил продвигать свои услуги одновременно на всех сервисах.

Условия работы с зарубежными и российскими заказчиками отличаются, но не столь значительно, хотя мы ценим, и тех, и других.

Мы знаем, что вы активно сотрудничаете с сервисом по анализу кликфрода в контекстной рекламы AdWatcher, сервис, который планирует в ближайшее время запуститься в Рунете (AdWatcher.ru), подскажите, пожалуйста, вы снижаете затраты на контекстную рекламу у ваших клиентов, благодаря использованию данного сервиса? Или анализ кликфрода предоставляется за отдельную плату?

Анализ кликфрода является одним из неотъемлемых элементов нашей работы, так как эффективное проведение контекстных кампаний достигается лишь при исключении всех факторов, так или иначе причиняющих урон. Основная проблема заключается в том, что поисковые системы до сих пор не признают существование кликфрода, размеры которого в отдельных отраслевых направлениях за 2008 составляют 30-50%, что является беспрецедентной ситуацией. Adwatcher не является панацеей и не может быть расценён как универсальное решение проблемы кликфрода, так как не способен вернуть деньги работодателю. К сожалению, это прерогатива поисковых систем, которую они игнорируют. Adwatcher может лишь защитить рекламодателя, снизив кликфрод до минимальных показателей, тем самым повышая результативность. Таким образом, анализ кликфрода является дополнительной услугой, которую мы предоставляем нашим клиентам бесплатно.

Какие бы коренные различия вы бы назвали между Российским и Западным вариантами интернет-маркетинга?

На мой взгляд, сравнивать отечественный интернет-маркетинг с западным будет некорректно, так как это две совершенно разные вещи. Отличий много и перечислять их все не имеет смысла. Назову лишь основное: российский интернет-рынок в сравнении с западным находится лишь на уровне становления. Во многом это сопряжено с популяризацией интернета, с пользовательской аудиторией и конкурентной средой. Думаю, вы с трудом найдёте у нас хотя бы одного пользователя, разменявшего шестой десяток лет, ведущего собственный блог и активно участвующего в социальных сетях. А на западе таких десятки тысяч. Это лишь один из многочисленных примеров.

Отличается ли стоимость договора, если к вам обращается российская компания, желающая продвинуть англоязычный сайт на американском рынке или американская компания?

Стоимость продвижения англоязычного сайта по договору стоит гораздо дороже, по сравнению с русскоязычным, продвигать иноязычный сайт на иностранные поисковые системы - это достаточно трудоёмкая и кропотливая работа.

Во-первых, как Вам наверняка известно, за рубежом набрать качественные ссылки на иноязычных сайтах значительно сложнее.

Во-вторых, необходимо написать контент, который бы не только соответствовал требованиям поисковых систем, но и был "читабелен" для западной аудитории. А как подтверждает практика, далеко не каждый переводчик способен создать действительно грамотный текст, это парочка примеров из множества.
В конечном итоге всё сводится к тому, что конкуренция на поисковых системах в США намного выше, соответственно уходит больше времени и бюджета.

Работа с крупными корпоративными клиентами принципиально отличается от работы с владельцами малого бизнеса. Корпоративный клиент в США требует постоянной отчётности о проделанной работе - как правило, минимум раз в неделю. То есть фактически его интересует не только результат, но и то, какими методами и способами этот результат был достигнут. Ещё пара примечательных отличий:


Часто приходится иметь дело с юристами: когда речь идёт о контекстной рекламе или о ссылках - все ключевые слова или фразы должны быть утверждены. Мы не можем просто выдумать что-нибудь, что увеличит CTR в 5 раз, необходимо чёткое соответствие корпоративной стратегии компании.

Ко всем отчётам пишутся пояснения и, как правило, производится дополнительный конференц-звонок.
Бюджеты на все эти услуги тоже отличаются: если средний договор с российской компанией примерно составляет $ 5000 - $ 7000 в год, то с американскими компаниями - в 5-6 раз больше.

Какие проблемы, связанные с услугами в области интернет-маркетинга вы заметили в период кризиса? Можете провести сравнение с тем, как кризис влияет на американский рынок интернет-маркетинга?

Кризис вызвал дефицит доверия, люди стали более аккуратно относиться к собственным инвестициям и вложениям, не только касательно рекламы, но и прочих отраслевых направлений.

В США на рынке интернет-маркетинга происходит не катастрофический, но ощутимый спад в сфере контекстной рекламы и баннерных сетей. Рекламодатели потуже затягивают ремни и намного настойчивее, чем раньше, торгуются за трафик.

Мы же особого спада не заметили. Мы не настолько крупная фирма, чтобы попасть под спад корпоративных бюджетов, и не настолько маленькая, чтобы ситуация реально могла повлиять на рентабельность фирмы. В период кризиса мы оказались в золотой середине. Клиенты с более высокими рекламными бюджетами сами приходят к нам, т.к. ищут исполнителей по более доступной цене, а рекламодатели с бюджетами поменьше обращаются к нам, потому что мелкие компании не могут уделить им необходимого внимания.

Стоит ли российским SEO-компаниям пробовать себя на западном рынке в данный острый финансовый период? Или же подождать до лучших времен?

Пробовать всегда стоит. Мы советуем выбрать определённую нишу и в ней работать. Причём, ограничив своё направление не только по тематике, но так же и по географии сайта.

Ваши прогнозы на рост рынка интернет-маркетинга на 2009 год в западном и рунетовском сегменте? Чего стоит ждать?

Я думаю, общего спада в 2009 году не избежать. В конечном итоге, каждому типу интернет-бизнеса необходимо проанализировать свою собственную ситуацию. Как я упоминал выше, наша фирма находится в очень удобном положении в плане размера, и спад в сфере интернет-рекламы нас особо не беспокоит. А вот что касается других типов интернет-бизнеса: поисковики, баннерные сети и т.п. - они наверняка серьёзно должны переживать.

Часто говорят, что с кризисом происходит перетекание бюджетов с офлайн рекламы на более дешёвую, но не менее эффективную, онлайн-рекламу, в следствии чего поток клиентов у SEO-компаний увеличился.

Такую тенденцию отмечаем, но рекламодатели очень осторожно рассматривают новые виды рекламы. Всё-таки индустрия очень молодая - особенно в России. По этому поводу мы даже привели пример для тех, кому лень читать: http://www.seokomanda.ru/chel/. Это не основано на реальных цифрах наших клиентов, скорее общая тенденция.

В связи с этим должна возрасти и потребность в SEO-специалистах. Отмечаете ли вы такую тенденцию?

С SEO специалистами в наше время проблема. Мы стараемся брать сотрудников только с опытом работы, но, чувствую, в ближайшем будущем будем обращаться в SEO-Study для обучения «новичков».

Какие бы напутствия вы дали молодым специалистам, только обучающимся сейчас различным аспектам интернет-маркетинга?

Молодым специалистам хотелось бы посоветовать почитать книгу А.Яковлев - Раскрутка и продвижение сайтов. Основы, секреты, трюки

Для любого специалиста или новичка эта книга - «библия», самые важные азы интернет-бизнеса описаны в этих книгах. Еще раз подчёркиваю, побольше читать полезной литературы, а также учиться, учиться и ещё раз учиться, как говорил товарищ Ленин :-)

Оригинал записи находится на Обучение поисковой оптимизации и интернет-маркетингу. Комментируйте эту запись здесь или здесь.

SEO интервью

Previous post Next post
Up