Накануне меня удивила победа на выборах в президиум Боснии Герцеговины от хорватской общины некоего Желько Комшича (Željko Komšić), набравшего более 51%, тогда как кандидат от ХДЗ (которая показала наилучший результат среди хорватских партий на выборах в органы ФБиГ и БиГ), действующего члена президиума БиГ Драгана Човича проголосовало только 37%. В общем, это было более, чем странно - и нелогично.
Теперь же выясняется, что Желько Комшич вовсе не «некий» - в смысле, если я о ком-то из политиков не имею представления, это не значит, что он так, мимо проходил - а вполне себе известная, одиозная им деструктивная личность. Естественно, деструктивная - для одной из сторон. Прежде всего, хорватской, но шире можно сказать - и христианской Боснии и Герцеговины. Для бошняков-мусульман все с точностью до наоборот. По крайней мере, пока они так полагают. Более того, Желько Комшич уже представлял хорватов в президиуме БиГ в период с 2006 по 2014 год.
Таким образом, хорватская община Боснии и Герцеговины вновь осталась - по сути - без своего представителя в президиуме. Так что случяившееся - не прецедент, но нынешней обстановке это, пожалуй, хуже, чем ранее. И все это абсолютно в рамках действующих правил и законов. По крайней мере, когда в 2006 году боснийские хорваты из ХДЗ пытались оспорить легитимность его избрания, - им это не удалось. Тогда Комшича еще и посольство Хорватии поддержало. Сейчас премьер Хорватии Андрей Пленкович (представляющий ХДЗ) ограничился заявлением, что избрание Комшича «неблагоприятно для хорватов в БиГ».
Несколько слов о Желько Комшиче. Ему 54 года, он родился в Сараеве. Его отец - хорват из Средней Боснии, мать - сербка. Дед, по матери, был четником, во время Второй мировой - воеводой Равногорского покрета Драже Михайловича. В младенчестве крещен Желько Комшич в католической церкви. Но, как указывается в вики, неоднократно менял свою религиозную идентификацию (каким образом - не уточняется). Окончил юридический факультет университета в Сараеве, а также School of Foreign Service университета Джорджтауна в Вашингтоне. Женат на мусульманке.
Во время войны 1990-х был бойцом армии БиГ, уже после войны получил главную военную мусульманскую награду - Золотую лилию. Был заместителем председателя Социал-демократической партии БиГ (СДП). Это как бы не национальная партия, в Боснии и Герцеговине таких немного.
Как бы то ни было, на протяжении всей политической карьеры Комшича (помимо члена президиума Биг, он был начальником общины Нового Сараева и заместителем мэра Сараева, послом БиГ в СР Югославии) строить ее ему помогали мусульмане.
И сам Комшич служил исключительно мусульманской Боснии. Хотя вот как характеризуется созданная и возглавляемая им ныне партия «Демократический фронт»: левая партия социал-деморкатическая партия, выступающая за унитаризм, децентрализацию, секуляризм. Вот только унитарная Босния и Герцеговина без энтитетов может сегодня быть - без вариантов, таковы реалии - только мусульманской (и в национальном, и в религиозном смысле), где места нет ни сербам, ни хорватам. К тому же унитаризм для Боснии - это нарушение Дейтонского соглашения, по которым «государство БиГ» вообще существует - и моментальное крушение не только ее государственного устройства, но и хрупкого мира, который удается поддерживать почти четверть века.
Комшич неоднократно допускал в адрес и хорватов, и сербов оскорбительные высказывания националистического характера. Что ж, известный способ «чужаку» с матерью сербкой и отцом хорватом доказать бошнякам, что свой в доску. Ну а первое, чем он собирается заняться в качестве члена президиума БиГ - это подать на Хорватию в международные суды за нарушение морского права при строительстве Пељешког моста.
Я не знаю, нарушала ли Хорватия это морское право, вполне себе допускаю. Но надо представлять, что боснийские хорваты свое будущее и благополучие, да просто выживание - связывают не с Сараевым, где хорватов практически не осталось, кстати, а с Хорватией. Как и боснийские сербы - с Сербией. Но боснийским сербам в данном случае куда легче: у них, благодаря Дейтону, есть Республика Сербская - свое почти государство, со своими руководителями, органами управления, своими законами и праздниками. Да, это «почти государство» ограничено в своих функциях, не только (и не столько даже) Сараевым, сколько всякими «высокими международными представителями», оно постоянно находится под угрозой, но оно - есть. И вот, граждане Республики Сербской избрали своего члена президиума Биг Милорада Додика. Но даже если бы победил его политический оппонент Иванич, он все равно представлял бы сербов и Республику Сербскую, не выступал бы за «унитарную Боснию» - и уж, конечно же, не подавал бы в суд на Сербию. Ибо это политическое самоубийство.
Но у Комшича такой угрозы нет. Да, он не может представлять боснийских хорватов. Более того, для них такой «представитель» - что-то близкое к катастрофе. Однако Комшичу и не особо нужны хорватские голоса. Потому что, повторюсь, у хорватов, в отличие от сербов, в Боснии и Герцеговине нет своего энтитета. Населенные хорватами кантоны входят в так называемую Федерацию Босния и Герцеговина (ФБиГ), которая ранее называлась Мусульманско-хорватская Федерация. У этих кантов с преобладающим хорватским населением есть какие-то свои очень ограниченные особые права, но на уровне муниципальной власти.
Так вот, вчера мне пришло в голову, что я не очень понимаю, как проходят выборы в центральные органы власти БиГ. В тот же президиум БиГ, который, по закону, состоит из трех членов: один представляет бошняков, второй - сербов, третий - хорватов. Президентами БиГ они являются по очереди, в течение полугода, А вопросы решают консенсусом (потому очень часто они вообще никак не решаются). Чтение закона о выборах - да еще на сербском, хотя с такой лексикой и на русском голову сломаешь, коли не юрист - далось мне с трудом. По формированию парламента БиГ (как там между партиями голоса распределяются по «компенсационным» нормам) понять так и не удалось.
А с президиумом дела вроде бы (надеюсь, хоть тут не особо путаю) обстоят - так.
С Республикой Сербской - все понятно. От нее в президиум избирается один человек, который и считается представителем сербов (и является им). Партиями выдвигаются кандидаты, потом по закону регистрируются. Голосуют за них только граждане РС (те, кто постоянно проживает на территории республики, естественно, независимо от национальности). Ну или не голосуют, если не хотят. Тот, кто набрал простое большинство - победитель. Все просто.
А как в ФБиГ, где, повторюсь, нет отдельных образований бошняков и хорватов? Между тем, там есть два разных списка (бюллетеня) для голосования: в одном - кандидаты от мусульман, в другом - от хорватов. Причем проголосовать можно только по одному из списков: то есть ты берешь или бюллетень, где бошняцкие кандидаты, или бюллетень, где хорватские. Ну, или не берешь никакой (предположим, ты серб, живущий в Мостаре, и не хочешь голосовать за хорватских и мусульманских представителей, а за сербского не можешь, так как его выбирают в РС, а ты не оттуда). И, естественно, никто на участке не спрашивает подтверждения твоей национальности. Предполагается, что естественным образом хорваты будут выбирать из хорватов, а мусульмане - из мусульман.
Так, собственно, и происходит. Но не везде и не всегда. А когда не происходит? А в том случае, если у мусульман есть возможность протащить формально хорватского, а по сути - своего кандидата, - такого, как Комшич.
И вот мусульмане определенных общин берут хорватский, а не мусульманский бюллетень - и голосуют по нему. Это не запрещается, не возбраняется, это личное дело каждого. Впрочем, реально - вряд ли личное. Наверняка там имеютсчя разнарядки сверху: так, жители этого мусульманского седа голосуют по хорватскому списку за Комшича. И вот уже ТРЕТИЙ раз мусульманам удается выбрать хорватам как бы их представителя. Никаких проблем: мусульман во ФБиГ намного больше, чем хорватов: хватит и на свой список, и чтобы в чужом результаты до неузнаваемости изменить.
Так, на выборах 2010 года за Комшича проголосовало 336 961 избиратель, тогда как за всех остальных его оппонентов весте - 230 тысяч. Причем общее число хорватов в Боснии и Герцеговине 495 тысяч (это вместе с несовершеннолетними, которые еще не голосуют, и надо понимать, что явка на боснийские выборы во всех общинах, очень мягко скажем, не стопроцентная). Причем в кантонах с хорватским большинством Комшич набрал минимальное количество голосов - 2,5%. Например, в западной Герцеговине, в городе Широки Бриег, где хорватов 99%, за Комшича проголосовало 0,8%. В городе Любушки, где хорватов 96%, у него те же 0,8%. Ни в одной общине с хорватским большинство он не получил даже 10%.
Зато в общине Калесия близ Тузлы, где мусульман более 33 тысяч (79%), а хорватов только 35 человек, за Комшича проголосовало 7 033 человека. (И это отнюдь не 7 тысяч сербов, которые там живут).
Совершенно очевидно, что так было и на этот раз. Представителя хорватов в президиум БиГ выбрали почти исключительно голосами мусульман.
Понятно, что ни мира, ни дружбы народов, ни просто стабильности такая оказавшаяся вполне в рамках закона махинация и откровенное вероломство, - не добавляют. Наоборот, хорватская община возбуждена и возмущена.