Во-первых - Надюша, спасибо тебе огромное. За диск, за вкусный сыр с вкусной водочкой :-), за волшебство твоего дома и вообще за то, что ты - это ты!
А во-вторых...
Ну, посмотрела я этого свеженького "Оливера Твиста". И вот что имею вам сказать, други мои: после мюзикла 1968г. эта экранизация - лучшая, которую я когда-либо видела.
Во-первых - динамичность. Почему-то многие обстоятельность Диккенса воспринимают буквально, и на выходе получается феерическое занудство. А ведь у Диккенса в любом тексте есть динамика, только многоплановая: каждый из его персонажей проживает очень напряженную жизнь, и автор успевает не только проследить эту жизнь каждого из них, но и сплести нити переживаний своих героев в единое кружево. Наиболее виртуозно, на мой взгляд, это ему удается в довольно поздних вещах - "Дэвиде Копперфилде" и "Нашем общем друге", но психологические кружева - это вообще фирменный почерк Диккенса, и в "Оливере" они тоже присутствуют.
И вот создатели фильма (я почти заново полюбила ВВС!) ухитрились вывернуться из традиционной для большинства экранизаторов ловушки: они сохранили и дух, и динамику Диккенса, при этом приспособив сюжет для двухсерийного фильма.
Для этого пришлось сюжет несколько осовременить: Оливер уже не бледный овощ, а вполне живой и деятельный мальчишка, способный и в глаз дать при случае, и выдать достойную отповедь ("Почему ты меня не боишься?" - изумляется Билл Сайкс, на что Оливер ему спокойно отвечает: "Видел и пострашнее"). Этот ребенок не ждет от судьбы подачек - детство в работном доме сделало из него бойца. При этом он остается - что почти парадоксально - совершенно диккенсовским Оливером: он смел, но доверчив; колюч, но всем сердцем верит в чудеса; всегда готов дать сдачи, но тянется к людям. Обжегшись на излишней откровенности с Ловким Плутом, он не перестает доверять Нэнси, хотя она, казалось бы, из того же лагеря: напротив, он чувствует какую-то свою ответственность за нее, в меру своих сил пытается защитить ее перед Сайксом и Феджином. Есть в нем то, что практически неразличимо в романе: благородство и благодарность. И, кстати, мне очень понравился финал, где Роз и Оливер ставят поминальные свечи самым дорогим для них людям. Две свечи, два одинаковых букета живых цветов. "Прощай, Агнес", - говорит Роз. "Прощай, Нэнси", - откликается Оливер. Агнес была его матерью, но сейчас он отдает дань памяти девушке из трущоб, отщепенке и преступнице, пожертвовавшей жизнью, чтобы он смог воссоединиться со своей семьей.
Несколько полнее, чем в романе, развернут и образ Нэнси. Напиши Диккенс этот роман лет на двадцать позже, на пике своего мастерства, он, несомненно, прописал бы эту героиню куда более тонко и точно. Впрочем, того, что уже было написано, хватило. Да, с точки зрения внешности негритянка Софи Оконедо не видится мне адекватной исполнительницей этой роли, но только с точки зрения внешности. Потому что играет она прекрасно. Ее Нэнси некрасива и не слишком опрятна (хотя сама актриса весьма привлекательна и великолепно умеет себя подать), у нее грубые манеры и угловатая походка уличной девчонки, она всегда готова держать оборону и теряется, столкнувшись с искренней доброжелательностью Оливера. Причем, что мне понравилось, он вызывает в ней не только жалость, но и уважение - этот маленький стойкий человек достоин лучшего будущего, чем прозябание в воровской шайке, и она без колебаний вступает в схватку за это будущее.
Здорово показано, как в ней под влиянием Оливера пробуждается даже какая-то лиричность: «Я думаю, что она была милой, и красивой, и доброй. Она - звезда в небе. И пусть ты ее не знаешь, но она знает тебя», - говорит она о его матери. Насколько унижает ее любовь к Биллу, настолько возвышает привязанность к ребенку, воистину ставшему для нее лучом света в темном царстве. Она без колебаний рискует головой ради его спасения, прося для себя единственную награду - как-нибудь помянуть ее добрым словом. И смерть ее лишена всякой патетики, это не мученический венец, а обыденная и страшная смерть человека, которому больше нет места ни в одном из миров.
Сайкс и Феджин несколько неожиданны, но хороши. Два матерых волка, зорко следящие друг за другом в ожидании, когда тот допустит промашку - успешное сотрудничество, основанное на взаимной выгоде и взаимной же ненависти. Феджин, хотя и намного моложе всех своих экранных предшественников, колоритен чрезвычайно - эдакий жирный паук, вечно караулящий очередную жертву, подлый и лживый настолько, что места даже для зачатков добрых чувств в нем не осталось. А вот психопат и беспредельщик Билл, напротив, получился несколько более человечным - он по-своему любит Нэнси; сам рискуя, спасает от облавы раненого Оливера и в конце концов, после совершенного убийства, сходит с ума из-за угрызений совести.
Положительные персонажи, как всегда, на порядок бледнее отрицательных. Мистер Браунлоу весь фильм ходит с постным видом (недаром Оливер спрашивает шепотом у миссис Бэдуин: «Он на меня сердится?» - нет, отвечает старушка, он всегда такой) и только в процессе финального расставления точек над «ё» оживает. Нет в нем совсем легкой эксцентричности и чудаковатости, свойственных почти всем диккенсовским пожилым джентльменам, - что обидно, потому как можно было сделать лучше, материал для этого был. Зато очаровательна миссис Бэдуин - старушка-божий одуванчик, ухитряющаяся проворачивать кой-какие делишки - впрочем, вполне невинные - за спиной у строгого босса. Роз, прямо скажем, не красавица, но вполне «в духе»: в меру деятельная, в меру трепетная. И поживей, чем в книге, этого не отнять. Единственно что - нет в ней какой-то внутренней теплоты, пылкого сердца - того, что в романе покоряло всех, кто с ней сталкивался.
Теперь о том, что не понравилось.
Не понравился Эдвард Лифорд. Ну, слишком уж явная мразь, на лице весь сволочизм написан - и никто этого типа не замечает. Он, конечно, гад, но по воспитанию все же джентльмен, а тут чуть что - и руки распускает. Тонкости ему не хватает фатально. Один раз в лицо глянешь - и уже понятно: таких надо в детстве отстреливать.
Не понравилась миссис Корни. Какая-то она никакая, а ведь образ сам по себе - колоритнейший. Слишком благообразна и при этом слишком невыразительна. Так же, кстати, как и Бамбл. Нет, они профессиональные актеры и честно отрабатывают гонорар, но очень уж статично, без огонька. Парочка-то должна быть и комичной, и страшненькой одновременно, а в результате получились проходные персонажи.
Не понравился Ловкий Плут. Во-первых, мальчик просто сам по себе не слишком талантлив - все время хочется добавить ему либо веселую чертовщинку Джека Уилда, либо хоть прожженность и небрежную элегантность Гарри Идена. А во-вторых - и это явная недоработка сценариста и режиссера, - вообще непонятно, чего этот персонаж хочет от жизни. Симпатично получилась линия его детской влюбленности в Нэнси, но в остальном парень косорезит по полной. Вроде как и умный, и опытный, а постоянно нарывается на тумаки, даже от Оливера схлопотать умудрился. Потом - вообще песня: отлично сдал Нэнси с потрохами Феджину, а после пришел ее оплакивать. Так и хочется сказать: пацан, хоть бы уж не позорился. Ну, а как он пытается отловить Оливера, чтобы упросить того замолвить словечко за Феджина - это уже за гранью разумного. Он что, совсем идиот? Или Оливера за полного идиота держит? Вот прям щаз тот все бросит и побежит заступаться за старую сволочь. Причем уже будучи в курсе, что Нэнси погибла. Угу, проблем других в жизни нет.
И еще: я не поняла, куда делся Чарли Бейтс? Вот почему-то во всех экранизациях, кроме разве что старого сериала ВВС, этого персонажа исправно задвигают на периферию. Чтобы Плута не затмевал, что ли? Жалко, персонаж-то хороший, качественный. Но не везет ему отчаянно.
Но в остальном - все очень, очень неплохо. Вердикт однозначный: смотреть стоит. А возможно, и пересматривать. Я, например, пересматривать буду.