При всей бесконечной разности мира вавилонского, мира египетского или мира древних индских цивилизаций, было у них и нечто общее: все они исходили из принципа отличия бога и человека, причём отличия качественного, а не количественного. Боги, как и духи, были другие, у них была иная природа и иная... душа, если можно так выразиться. Человек не мог стать богом, не мог к богам даже приблизиться, как не может человек стать дельфином.
Папа Кайла с нами не согласен, но пошел он лесом.
Это отличие часто выражается визуально: боги предстают в виде причудливых химер, или существ со звериными головами, или иных странных мутантов. Ведь для человека того времени внешнее и внутреннее завязаны накрепко. Прекрасные внешне и уродливые духовно существа (как и наоборот) - детища иного склада ума и иной веры.
И вот на исходе третьего тысячелетия до н.э. на сцену выходит иная идеология. Сложно судить, как именно она появилась: первые свидетельства о ней показывают нам уже сформированную систему, главная фишка которой: бог отличается от человека не качественно, но количественно. Такой же, как мы, только круче - более красивый, более здоровый, более могучий во всех отношениях. Иногда еще и бессмертный.
Называется эта идея, идеология - антропоморфизм.
Народ, который её принес, называют по-разному в зависимости от времени, национальности и воззрений ученого. Я выберу самое нейтральное из возможных названий: индоевропейцы.
В ходе длительных миграций народ этот рассеялся по всей Евразии, дойдя даже до крайнего Севера. Естественно, в процессе видоизменялись, взаимодействуя с аборигенными, и представления о мире, и религиозные верования. Но базис в принципе оставался тем же: смертность богов, антропоморфизм, пристрастие к триадам и семерицам, отсутствие мирового древа и ограниченные шансы на хорошую загробную судьбу, проработанные Ад и Преисподняя и, наконец, обитание богов на высокой-высокой горе (Меру - в Индии, Олимп - в Греции).
Разбираться в индуизме мы с вами будем потом: развлечёмся на досуге, очищая Веды от нанесенного за пять тысяч лет нововведений песочка. Работа это трудная, да и я, признаться, индусской философией особо пока не увлекался.
Так что об антропоморфизме мы будем рассуждать на примере гревних дреков, благо, они и массовому читателю пока ещё лучше знакомы, чем индусы.
Итак, если раньше поступки божества, его реакции на людей и тому подобное объяснялось великим "А вот!" (оно же "Такова моя натура"), то теперь боги получили вполне человеческую мотивацию и человеческие эмоции. И в общем, по сути, встал вопрос: а чем люди отличаются от богов и почему богами стать не могут?
Разбирательству с этим вопросом посвящена, в общем-то, вся античная культура и философия. И не только античная.
Забегая вперед, скажу: ответа так и не будет - кроме "А вот".
С одной стороны, новый взгляд приблизил человека к богам; возникли герои, которые одновременно были людьми и богами, появилась некая логика и понятность в божественном поведении. С другой - боги от людей взяли их худшие черты: похотливость, жестокость, капризность, непостоянство. Получилось, что вселенной правят самовластные, невоспитанные и глупые дети, да еще и незаконным путём захватившие власть.
Логика требовала, чтобы реальная конечная власть была у них изъята. Изъята и передана кому-то, лишенному пороков и страстей, а следовательно - безличному, ибо вообразить личность, лишенную дурных черт, видимо, люди были не в состоянии.
Всё это смыкается с историческим процессом формирования нового типа власти: когда высшей инстанцией был не человек, но свод законов, которые должен соблюдать даже царь. Естественно, что и это людское начинание распространили на богов.
Так появился Рок, Карма, Закон-над-Богами - безличная сила, управляющая мирозданием, справедливая, но неумолимая.