Итак, надеюсь, мне удалось показать, в каком мире жили египтяне. Этот мир был с одной стороны куда проще нашего - в нём были четкие критерии должного и недолжного, не было лишних заморочек (таких, как совесть, мораль и тому подобное), он был устроен очень чётко и понятно. Боги, в сущности, играли в нём роль довольно служебную: они отвечали за какие-то участки Маат, люди за другие участки, для правильной работы надо, чтоб одни принимали жертвы и молитвы, другие их предлагали. Исключением была триада Осирис-Исида-Гор: Гор-Осирис и та, кто порождает его от него же. Позднее к этой триаде добавились Сет-Нефтис-Анубис, их божественные антагонисты - впрочем, выполнявшие роль противовеса, а не антагонистов. Ближе всего, в целом, Египет был к конфуцианско-даосскому Китаю. Но было одно огромное различие.
Это, конечно, ориентированность Египта на загробный мир - и бесконечные идолы.
Откуда возникло первое? Из Маат. Здесь позволю себе аналогию - в одной игре по миру Masquerade был добрый инквизитор. Он крестил вампиров и тут же их убивал, чтоб они гарантированно отправились в Рай за невозможностью больше грешить. Логика своеобразная, но египтянам очень близкая: по-настоящему занять правильное место в Маат можно только после смерти. Но каждый ушедший фараон - Осирис, каждая мать фараона - Исида, каждый нынешний фараон - Гор. И каждый Гор станет Осирисом... а если Гор был плохим Гором? Дело даже не в том, что он станет плохим Осирисом - он им вообще не станет!
Это здесь, в несовершенном бытии, можно не соответствовать Маат. Там, в бытии идеальном, ты или есть (и соответствуешь), или тебя нет. То есть, нет совсем. Вообще. Но определенные фигуры ведь критичны для существования мира - например, Осирис. И если его не будет... тут на помощь и пришло идолопоклонство. И мумификация.
Если божество, как доказали соседи, можно вселить в его подобие и оно в нём останется, пока не прогонят, если человека можно контролировать через его подобие - то нельзя ли совместить две идеи?
В принципе, конечно, первым был сам фараон - он ведь бог. А есть ли лучшее подобие бога, чем его оставленное тело? Можно тело это изобразить - нарисовать, вылепить... а можно его сохранить. И душа бога не сможет оттуда уйти, не сможет перестать быть Осирисом. То есть опасность гибели мира удаётся избежать.
И каждый Гор посмертно становится частью коллективного Осириса. Маат спокойно стоит.
Начинается культ гробниц: вечному Осирису консервируют идеальное государство, которое он должен предъявить и которое сможет использовать если, из-за порчи нравов, для нормальной работы Маат не хватит юнитов. Ушебти, модельки, картины... И здесь коренится важная пакость: люди увидели возможность обмануть Маат, не исчезнуть в небытие и остаться безнаказанными. Колдовские книги, просто мумификация, которая привяжет душу к телу вне зависимости от того, хорошо ли она себя вела, мистерии Исиды, которые сделают осирисами всех желающих...
Я не любитель громких слов, но история есть история: каждый раз, когда вот эти вот "обманывающие" технологии развивались достаточно - Египет посещала катастрофа. Пришли гиксосы, пришел Эхнатон, пришли персы, пришел Сашка Македонец...
Вот и думай теперь, как там Маат - настолько бред или не настолько?