Самое синее небо.

Feb 06, 2014 21:53




Очень красивая, спонтанная идея: Пролететь через долину Куллу, на юго-восток, вокруг национального парка Грэйт Хималян в долину Спитти. Оттуда - на север, через горные массивы Занскар и Ладакх к голоду Лех в Кашмире. И если позволят условия - на запад, вдоль границы с Пакистаном, в сторону города Шринагар. Тут, по южной стенке Гималаев можно вернуться назад, на юго-восток к городу Дхармсала (Бир). Всего, около 900 километров. За в 2 недели- почти нереальный маршрут. Вариант «лайт»: туда, обратно «Бир -Лех - Бир». Через перевал Рохтанг, горные массивы Занскар и Ладакх - всего то 500 километров.



Так как идея спонтанная, времени на подготовку не хватило. Первые 5 дней на базе, в Бире - судорожная беготня по подготовке оборудования. Коммуникатор в последний момент отказался видеть флешки с картами, бумажных карт Кашмира нет, погода по маршруту - неизвестна. В каком состоянии будут перевалы на автодороге Манали-Лех - непредсказуемо. Перевал Рохтанг с 11 до 14 октября был закрыт из-за снежных заносов. И тд и тп… . В общем - маршрут толком не проработан. Другие сложности в горах остались те же: вода, высота, холод.


19 октября старт. Первый вариант маршрута, крайне соблазнителен, если б не приграничная зона в г.Каза. Прошлый раз общение с полицией не доставило удовольствия. На всякий случай приготовил распечатку статьи из журнала «CrossCountry» с моей фотографией. Индусы - дикие формалисты, у них очень развито чинопочитание. Бумажка с фотографией - уважаемый человек! Вдруг пригодится.

Полетел на юг, в сторону города Рамур. Да вот незадача, погода слабая, не смог перелететь долину Куллу - переходил не в том месте. Сел. В Куллу суббота и большой религиозный праздник, пробка на единственной дороге дикая. На автовокзале тоже столпотворение. Все автобусы едут в г. Манали. До темпла «Бизанмаде», на горе, никто не едет. Сторговался с таксистом - «за дорого». К началу тропы попал затемно. 2 часа верх по тропе с 30ю килограммами - хорошая прогулка перед сном. У балаганщиков при темпле выходной, все палатки закрыты. Для очистки совести походил кругами, покричал, и залез в самую удобную - с водой и примусом. В долине гремит музыка и сияют огни - праздник в разгаре.

Утором 20го на старте уже подувает 5-6 метров. В 11 кроме динамика ничего нет. Желание лететь на юг еще не пропало. По старому маршруту, перепрыгиваю на соседний отрог - там нет южного бриза, и должна быть термичка. Не проходит номер - рано и дохло. Час медленного «умирания» в слабых пузырях. Сел на дорогу в узком ущелье. Время 12 дня, раньше чаем через 4 часа, снова на старт я не попадаю. Погода с каждым днем слабеет. С идеей полета через юг, лучше проститься - таким темпом не успею. Только ехать на перевал Рохтанг, через Манали. И завтра лететь по прямой - на север.

В долине праздник закончился, все дороги забиты транспортом. По обочинам люди с носилками, на которых несут изображения различных индуистских божеств. Добраться до автовокзала вообще не реально, глухая пробка за 5 км до города. Через реку, по другой стороне долины есть еще одна дорога. Машины от безысходности переезжают на другую сторону реки по пешеходным подвесным мостикам, еле протискиваясь между поручнями. У двуногих выбор: или, быстро залезать на качающейся поручень, в 10 метрах над камнями, или тебя размажет о перила.

image Click to view



Манали. Весь транспорт на перевал идет утром, ночую в городе. Манали - Индийская Швейцария, известное туристическое место и курорт. После маленького поселка Бир, приятно походить по вечерней, ярко освещенной улице и посидеть в кафе.


21е. Автобус на перевал идет каждый час, начиная с 4 утра. В 6:30 бодренько выхожу из номера и упираюсь в железную решетку, ей закрыли вход в гостиницу, на ночь. За 20 минут, пока просыпался портье, я научился выбивать по решетке ногой простенькую мелодию.

Индусское понятие времени отличается пот европейского, «через 10 минут поедем» равняется примерно часу. С остановкой на чай, к 9 приезжаем на Рохтанг. Вдоль дороги множество ларьков с прокатом теплых комбинезонов и резиновых сапог. Перевал, этакий аттракцион, с лошадьми, квадрациклами, поездками «в горы» на джипах, и кафешками в полиэтиленовых палатках. По перевалу дует северный ветер, около 8-12мс, и температура минус 3-5 - не жарко. Индусы в комбинезонах - свежемороженые телепузики. Не все озаботились теплой обувью и ходят в шлепанцах на босу ногу. Многие первый раз видят снег и мороз. Быстро фотографируются на фоне гор и прячутся в машинах или кафешках-палатках. Я сделал тоже самое: залез в маленький микроавтобус, хозяева которого тут же, рядом, готовили рис и чай.






По заведенному на перевале расписанию, ровно в 12 ветер переключился на юг. По низам погода слабая - 50 минут «вылизываю» склон. База над перевалом всего 500 метров. Развернулся, и с попутным ветром, через ущелье - к Кейлонгу. Ширина ущелья всего 4 километра, а погода здесь совершенно другая. База под 6 тысяч, потоки четко сформированные и нет ветра. Лететь одно удовольствие. Вот только я не акклиматизированный - пошли приступы горной болезни - залезать высоко не стоит. На сегодня программа не большая: долететь до Кейлонга и привыкнуть к высоте. Место посадки хорошее, пологое, с остатками кошары. Высота 3800. Воды рядом не нашел. Мимо прошел пастух с отарой, совершенно не любопытный - издалека помахал рукой, и все. К вечеру «колеса» и акклиматизация сделали свое дело - чувствую себя замечательно. И это оказалась крайняя точка на север, где кое-как работала сотовая связь.






22го, перестраховался и вылетел в 12 с копейками. И правильно - лететь стало сложнее. Потоки какие то дерганные, слабые, высоко выкрутить не получается. Полет напоминал родео, с нервным крылом над головой. За 3 часа долетел до перового высокого перевала Lachuglang La - 5070м. В 10 километрах перед ним предположительно есть старт. Начал сливать высоту, рассмотрел, что в районе старта нет вообще ничего - только дорога. А вот почти у перевала, в долине, виднеются синие домики. Должна быть вода, еда и люди. Немного не долетел до них. Доехал на классическом индийском грузовике - раскрашенном и с побрякушками. Синие дома - пластиковые домики «полубочки» дорожных рабочих. Домами они были порядочное количество лет назад. Два из 4х разбиты в хлам. Два других - с дырами в стенах, выбитыми окнами и дверьми. Пол усеян мусором и козьим навозом. Все равно это лучше чем под открытым небом. Высота тут 4750, ночью должно быть прохладно.

image Click to view




Заделал дыру, подмел пол - вполне неплохо. В 300метрах нашелся ручей. Ночью температура -13С. Спал, как и предыдущую ночь: на землю параплан, на него коврик, а сверху спальник. Сверху стелил палатку - тепло, ночью даже вспотел. Горняшка дает знать. Забиваю ее колесами - помогает.





23е. С вечера не рискнул набирать полный балласт воды. Если замерзнет - хана. На ночь оставил только пластиковые бутылки - 2 литра. Утром, вполне закономерно, получил сюрприз - ручей стал ледяным. Наколол полный балласт льда. Зато на солнышке хорошо, градусник показывает до 32, а в тени - минус 2-4. Долгое ожидание попутки, час тряски в кабине грузовика - и я на старте.




Ветер косит слева, под 50-70 градусов. Взлетел поздно, в час. В термодинамике набрал до вершины хребта. В воздухе «рвань», пузыри злобненькие. Сразу после старта, от резкого подсложения, оторвалась камера GoPro, закрепленная на нижней поверхности крыла магнитным держателем. Повисла на страховке.
База сегодня выросла под 7т. По верхам дует запад-юго-запад. И порядочный - путевая скорость, по ветру до 88 км/ч. В 10 километрах от старта, на высоте 6850 получаю настоящую, хорошую фронталку. Крыло классически ложится на стропы. Выходит нормально, только вот камера, болтавшаяся все это время на страховке, зацепилась за стропы заднего ряда. Совсем не аккуратненько. Задняя кромка загнулась вперед, этакий воздушный тормоз. Высоты над рельефом 500-700 метров, крыло летит - значит прямо сейчас запаску кидать не нужно. А сесть придется - с таким ветром меня сдует. Мне сейчас надо точно на север.   Восточнее, горы более пологие, и очень широкие долины - сложнее лететь. Карты у меня нет, только несколько точек с перевалами в GPSе и в телефоне спутниковые снимки. Как идет дорога, знаю только примерно. Рисковать очень не хочется.

Сел за перевалом на дорогу, почти «хвостом вперед». Хорошо еще, не сильно жевало ротором от отрогов, крыло получалось удерживать. До родных домиков доехал на армейском грузовике. Военные в Индии, очень радушные, с удовольствием помогут. И эти были такие же. Угостили печеньем, предложили вместе с ними жахнуть рома. С сожалением отказался.



Выпить то очень хочется, а нельзя - горняшка. Алкоголь мешает усвоению кислорода. Мне итак не очень хорошо. Капилляры совсем плохие: из носа идет кровь, и мочусь второй день розовым. И опять началась проблема с пальцами. От мороза трескается кожа под ногтями. Немного помогает, если залить раны клеем БФ.





24е. Сегодня встал пораньше, в 10 уже сижу на дороге. В 11:30 на старте. Остановилось целых 5 джипов, спрашивали - откуда, чем помочь, куда довезти? Милейшие люди! Ветер сегодня 6-8 м/с, дует слева, под 90 градусов. Кучевки нет второй день, яркое, темно синее небо. В 12:30 порывы до 10-15 м/с, сходят смерчи. По долине ветер гонит пыль, поднимая ее из русла реки. Лететь совсем не хочется, лучше еще одна ночевка в домиках. И как на зло, ни одной попутной машины 2 часа.


От домиков до самого перевала Lachuglang La всего 2-3 километра. Ближе, чем до старта в долину. Поехал его внимательней осмотреть. Ветер на перегибе больше 10мс, и холодрыга. Еле дождался машины. Ехал стоя, в кузове, в компании бочки мазута. Лучше в раскоряку, чем мерзнуть. Вывел некоторую закономерность: индусы, в среднем, более меркантильны чем тибетцы. За общение с бочкой очень хотели денег.


В «родном» домике заделал почти все дыры, от сквозняков. Если б двери-окна поставить - пятизвездочный отель! Жаль, вода в ручье не очень хорошая, подошел к концу запас активированного угля. Щедро разбавляю воду марганцовкой. Оценил по достоинству конструкцию туалета дорожников. В землю, вертикально, вкапывается кусок обшивки домика, размером метр на метр, ориентированный поперек долины. С севера (в сторону перевала) копается небольшая канава для « дел». И можно спокойно сидеть, размышляя о вечном - не сдувает.

За целый день на ветру сильно продуло, к вечеру озноб и небольшая температура - парацетамол, перец, и ударная доза витамина С.



25е. Сидеть на одном месте очень надоело. Или улечу или уеду. Ближе к перевалу, прямо над домиками - небольшой холм. Теоретически, втер тут, должен быть ровнее, и усиления придут позже. Высота 4950, перепад над долиной 200 метров. От дороги пройти всего 300метров, а заняло 30 минут - тяжело ходить на 5тысячах, даже в небольшую горку. Здесь живет семейство Нахуров или Голубых баранов. Совершенно не пуганые, никак не реагируют на машины, а человека подпускают метров на 100.

В 11 уже на старте. Солнце светит, небольшой ветер на склон - дует. Красота. Старт в поток, набираю 200 метров, со сносом к перевалу. Все по правилам, осталось только прижаться к хребту в термодинамике, и я - над горами. А вот фиг вам, пузырь кончается, все попытки за что то зацепится бессмысленны - за пару минут сливаюсь к домикам. Даже не успел понять в какую сторону сегодня ветер. И плюхнулся по ветру - он сегодня дует вниз по склону! Матерюсь, собираю снаряжение: весь полет меньше 10 минут. Время только 12 - еще успею рестартовать, если быстро. В 13 я на нижнем старте, основном. Ветер странный: северо-запад, дует справа, с теневой стороны. Старт пологий, бежать с 30 килограммами не удобно, один раз падаю.

Взлетел. И тут ничего, вариометр ни разу не пикнул. Слился в долину к реке. Погода, каждый день с сюрпризом! Ночевать 4й раз на одном месте - осточертело. Еду до следующего перевала Таглунг Ла (Taglang La 5334), это 50 километров по прямой на север, или 5-6 часов езды на машине.

В долине протекает река Царап (Tsarap) с интересными берегами. Мягкая порода размывается и выветривается. Более твердые породы остаются в виде сталагмитов, а если на верхушке остался лежать камень - получается каменный «гриб». Пока собирался, разжился соком и шоколадками - слава индийской армии.




Водитель попался замечательный. Тибетец, возит туристов по дороге Манали-Лех. С друзьями перегоняют 3 пустые машины. Очень скучно ему ехать в одиночку 20 часов - попутчик в радость.

Через 20 километров после перевала, на выходе из гор, «населенный пункт» Панг (Pang 4500м) - воинская часть и несколько палаток-кафешек - все. Отсюда уходит на север абсолютно плоская долина Мор(Morey), длинной 40 километров. Южный край ее, обрезан 250 метровым, идеально ровным полукруглым склоном реки Sumkhar. Теоретически, при южном ветре, здесь возможен термодинамик - можно стартовать.

Долина окружена невысокими, абсолютно голыми желтыми горами. Жилья и людей в ней вообще нет. Ближайший населенный пункт, в 15 километрах за перевалом Таглунг Ла (Taglang La). Долина - единственный участок дороги, с новым, относительно ровным асфальтом. Не понятно правда зачем, над дренажными трубами, делать понижения или повышения полотна? Чтоб водители с непривычки не засыпали, на «ровненьком»?



Перевал проехали в темноте. Ночевать на 5300 нет никакого желания. Доехал до поселка Румтсе (Runtse 4200м). Летом тут много туристов, почти на каждом доме надпись Рум или Гест Хаус. Поселился к пожилой тибетке. Большая чистая комната на втором этаже. Кроватей нет, пол застелен коврами, а вдоль стен куча одеял. На каждой стене по постеру с панорамой Лхасы. В комнате не жарко - около ноля. Крыша из металлических листов, не особо подогнанных. Туалет на улице, с занавеской вместо двери. Горячая вода только в виде чая.



Продолжение>

Лех, параплан, paragliding, Индия, leh, india

Previous post Next post
Up