Оригинал взят у
vladimir_dianov в
П. К. Броше: История искусства - это история власти денег | Книгоиздатель и коллекционер Пьер-Кристиан Броше (Pierre-Christian Brochet) делится своими мыслями о статусе художника и психологии собирателя, рассуждает о критериях искусства и тернистом пути отечественного арт-бизнеса. Замечу, что это не поверхностный взгляд иностранца-наблюдателя, а взгляд человека, с начала девяностых активно работающего в нашей стране. Уже двадцать лет Броше собирает свою коллекцию произведений современного российского искусства, а также активно поддерживает молодых и начинающих художников. На сегодняшний день собрание Пьера-Кристиана Броше считается одним из самых крупных и ценнейших в историческом и эстетическом плане. В 2008 году меценат создал фонд «Новые Правила» («New Rules») и организовал самую масштабную в России выставку современного искусства за последние полвека: «Будущее зависит от тебя. Новые правила». Экспозиция проходила в семи городах России от Владивостока до Москвы. Итак, слово Пьеру-Кристиану Броше:
«Концептуализм появляется, когда философ становится художником, когда ему необходимо поделиться с публикой новой концепцией. Заметьте, концептуализм родился в США. Там, где философия была сильна, концептуализма нет, как во Франции. Это вопрос не только реакции на политику, но и возможности показать себя как интеллектуала. Еще это связано с важным и сейчас вопросом статуса. Я очень критично смотрю на работы таких деятелей, как Петр Павленский и Pussy Riot. Если бы Петр Павленский, прибивая себя гвоздем к брусчатке на Красной площади заявил: «Я философ, я рассказываю, как страшно сегодня происходящее в стране», то никто не обратил бы на него внимание. Павленский прекрасно понимает, что на сегодняшний день статус, который позволяет получить какое-нибудь эхо в прессе - это статус художника, а не философа. Таким образом, есть «творцы», которые выбирают отрасли, находящиеся под светом прожекторов. Но это не имеет отношения к современному искусству. Pussy Riot - не художники, это просто панк-группа. Но они и не философы, что стало очевидным после того, как они вышли на свободу и заговорили. Они никакие. Это смешные девчонки, неспособные дать возможность смотреть на мир под тем особым уклоном, который дает искусство.
Я думаю, что в мире сейчас есть довольно опасный, на мой взгляд, тренд. Он связан с тем, что мир функционирует относительно ощущения власти: есть у вас власть и влияние или нет. А власть в том числе связана с социальным статусом. Если посмотреть на общемировую ситуацию, то можно увидеть, что после Второй мировой войны, начиная где-то с шестидесятых годов, появляется много критиков, искусствоведов, которые становятся кураторами, организаторами выставок. Это люди с достаточно мощным интеллектуальным багажом, но сейчас их стало так много, что для прорыва необходим какой-то жест, который позволит их ценить, сделает их ярче остальных. И эти жесты все чаще оказываются не связанными с искусством, зато имеют политическое звучание. Думаю, пространство современного искусства так расширилось из-за желания модных кураторов быть на волне. Они нуждаются в таких сумасшедших, как Петр Павленский и Pussy Riot. Со стороны кураторов и художественной власти (директоров музеев, галерей) ощущается желание захватить все сферы жизни: и науку, и философию, и архитектуру, и фотожурналистику. Мы видим, как появляются плохие видео, потому что создатель этого видео не может себе позволить полнометражный фильм, у него нет интеллектуальной или материальной силы для этого. Он говорит: «Я не кинорежиссер, я художник». Но быть художником - это не повод быть плохим кинорежиссером.
Но вернемся к вопросу рынка. История искусства - это не история красоты, не история эстетики, это история власти денег...
продолжение...