Пенаты Репина

Sep 11, 2016 15:09


Оригинал взят у ollazarev в Пенаты Репина

Сегодня был в усадьбе художника И. Е. Репина "Пенаты", которая находится недалеко от Санкт-Петербурга в пос. Репино (ранее Куоккала), на побережье Финского залива. До советско-финской войны (1939-1940) усадьба находилась на территории Финляндии.

Удивило, что на экскурсии по дому ни слова не было сказано о духовных исканиях, присущих художнику, и результатах этих духовных исканий. Только после специально заданного вопроса работница музея, слегка запинаясь, ответила, что в Куоккале раньше была церковь, куда ходил на службы Репин и от которой теперь осталось одно основание, находящееся где-то на территории пансионата "Заря".




В дневнике писателя К. И. Чуковского от воскресенья [25 января] 1925 г. имеется следующее воспоминание о его пребывании в это время в Куоккале: "Был я в церкви. Церковь крепкая, строена и ремонтирована на пожертвования купца Максимова. Благолепие, на двери бумажка: расписание служб и фотографич. карточка Тихона. Главный Храм пуст - богослужение происходит в левой боковушке. Там у правого клироса певчие, сыновья того же Максимова, и среди них - Репин, браво подпевает всю службу, не сбиваясь, не глядя в ноты. Священник дряхлый, говорит отчетливо, хорошо. Выходя, Репин приложился к кресту, и мы встретились. Очень приветливо поздоровался со мной - «Идем ко мне обедать!». <...> Очень обрушивался на моего Дмитрия Фед., который сказал, что теперь мужику лучше. «И заметьте, заметьте, сам говорит, что богатый владелец дома должен жить в хибарке, в уголку, а свой дом, нажитой с таким трудом,- уступить какому-то мужичью. Эх, дурак я был - да и не я один - и Лев Толстой и все, когда мы восхваляли эту проклятую лыворуцию... Вот, напр., Ленин... ну это нанятой агент (!?)... но как мы все восхваляли мужика, а мужик теперь себя и показал - сволочь»..."



Дом Репина в "Пенатах"

В 1920 году сам Репин писал В. Леви: «Сегодня у нас Христос воскрес - я говел - 40 лет пропустил. После анафемы Толстому дал слово не переступать порога церкви, но после глумления большевиков над христианскими святынями-церквями я делаюсь ревностным исповедником и нахожу этот старый культ не столь приятным, но весьма знаменательным и глубоко неизбежным в смысле объединения».

В письме к В. Анофриеву того же 1920 года художник пишет: «Когда наша церковь отлучала Льва Толстого, я дал слово не преступать порога церкви. Но когда чернь грабительски встала у власти и, расходившись, стала глумиться над всеми святынями народа, осквернять церкви, я пошел в церковь… и теперь нахожу, что церковь есть великое знамя народа и никто никогда не соберет так народ, как церковь. Наши отъявленные воры, грабители уже торжественно с кафедры заявляют, что Бога нет».



Зимняя веранда в доме Репина

Репин, искусство, личности

Previous post Next post
Up