Вторым после волка и его «младшего брата» - шакала «врагом» в лесном и охотничьем хозяйстве Украины, Беларуси, России и других стран СНГ принято считать лисицу.
Ее обвиняют в уничтожении охотничьих птиц, зайцев, распространении бешенства и подвергают массовому уничтожению. Причем, что интересно, почему-то бешенство у лисиц обязательно возникает в феврале-марте, когда закрывается охотничий сезон. По сути под прикрытием «мероприятия» по борьбе с бешенством лисиц ведется обыкновенная охота. Нет, даже не охота, а расстрелы с применением запретных способов, т.е. высокоскоростной техники. Во-вторых, в конце марта среди попутно с лисицами преследуемыми охотоведами косуль многие наверняка «сильно беременные». При стрессе от грохота техники и канонады в угодьях их беременность вряд ли завершится нормально. Тетерева в тех редких местах, где они еще водятся, уже собираются к местам токования. Такие рейды грозят распугать птиц и блокировать их размножение. Тем более, что речь идет об этой вакханалии повсюду - уже и в заказниках и воспроизводственных участках.
Ни разу заболевание (всего 4 случая за осень, зиму и весну!) бешенством не было увязано с фактом укуса или присутствия поблизости лисиц. Поймите, что все эти так называемые противоэпидемические мероприятия затеяны ради забавы россельхознадзоровцев и связанных с ними дружескими отношениями любителей пострелять по живым мишеням без ограничений. Еще и технику и бензин есть на что списать в неограниченных объемах. Ни один прокурор, аудитор или ревизор носа не подточит.
Уничтожение «вредных» животных, как правило, представляет собой жуткое зрелище. На что обыкновенная охота на «полезных» охотничьих животных цинична и жестока, то там хоть есть какие-то элементарные нормы приличия - не бьют малышей, беременных маток, животных, попавших в беду, и т.п. Когда речь заходит о «вредных», их лишают даже этого. Вот описание уничтожения «вредителя» - лисицы, взятое с сайта белорусских охотников:
«Вчера пригласили на ночную охоту по «вредным», ну там джипы, фары, ночники, карабины - все дела. На выброшенную заранее «падлу» приходили только кабаны и дикие собаки. Волка не было, вороны тоже не слетались, а посему мы не вабили. Мужик один вабит знатно, и молодыми и старыми - аж мурашки по спине. За ночь перевидели уйму зверя всякого. Олени, козы, зайцы (у зайцев свадьбы по ходу) - зайцев много, три лисы видели. Одну стреляли… Он же и стреляет неплохо. Трехсотый винмагнум разорвав ей живот, выбросил все внутренности наружу. Волоча их за собой, она спотыкаясь и падая улеглась таки, свернувшись калачиком и повернув мордочку в направлении неведомого, чарующего луча света, принесшего смерть, сверкнув напоследок глазами. Подходить к ней было жутко. Мы идем, а она на нас смотрит. Мертвая уже, а смотрит. Небрежно пнув ногой, егерь поднял ее за хвост и понес к машине, волоча по земле кишки. Шкура никому оказалась не нужна. И обвинив всех там «наверху», кто цены установил такие маленькие за сданные хвосты, прикрыв свою совесть фразой: что здоровье дороже, оставив, двинулись дальше…
На душе было погано. И странные мысли путались в гудящей от тарахтящего дизеля в голове. Вот оно противоречие! До этого самого рокового выстрела всю мою натуру переполнял негасимый азарт и желание перевидеть зверя. А затем нестерпимые муки совести и боль в груди от последствий и таких душевных переживаний, посланных мне ЕЕ последним взглядом. Почему мне, почему не отвернулась, не оскалилась, почему не похожа на бешеную, почему… Почему другие не почувствовали… Или не говорят о своих чувствах, прикрываясь мнимой мужественностью. Разве она в этом… Глотнув «спазмалгона» и устав от этих мыслей, уснул на заднем сиденье мягкого Лендровера».
Вместе с тем, как отмечает российский зоолог А. Чиркова, бешенство переносит не только лисица, но и другие виды диких животных. Поэтому ее уничтожение совершенно не решает проблему. С бешенством лисицы, волков и других диких зверей нужно бороться при помощи вакцинации, а не ружья.
Что же касается якобы «вреда» от лисицы для охотничьей фауны, то и здесь охотники, как всегда, перегибают палку. По данным исследований, доля зайца-русака в рационе лисицы составляет единицы процентов. Больше всего она поедает мышевидных грызунов и насекомых, чем она приносит большую пользу лесному и сельскому хозяйству. В Узбекистане и Туркмении до 2/3 рациона лисицы составляют насекомые. К таким же выводам приходит и киевский зоолог профессор А.П. Корнеев. За одну ночь лиса может поймать до 100 полевок. Что же касается нападений лис на домашнюю птицу, то этим, как подтверждают исследования, занимаются одиночные лисы, специализирующиеся на утках и курах (их-то, возможно, и нужно гуманно изымать из природы).
В Украине «антилисьи» указы выдавались не раз: 14 октября 1958 г. Совмин республики постановлением № 1467 «Об уничтожении лисиц на территории Украинской ССР» обязал лесников и охотников «обеспечить уничтожение лисиц на территории республики в течение всего года всеми существующими способами». Лисиц тогда обвинили в падении численности зайца. 24 февраля 1980 г. правительством УССР издается еще один подобный документ «О мерах по уничтожению вредных хищных зверей», завизированный руководителями Госкомприроды Украины и Украинского общества охраны природы. Этим постановлением лисица опять объявлялась вне закона.
Агрессивность и злоба в этих государственных бумагах лилась через край, отравляя людские души. «Великая отечественная война» с различными «врагами» и «вредителями» из животного царства были и есть сутью государственной политики, когда для сокрытия недостатков в собственной системе срочно изыскивались четвероногие и пернатые «недруги». Это было очень легко делать, ибо дикие животные не могут говорить и писать жалобы, не умеют подавать иски в суд. Оговорить их всегда очень просто.
С высокой трибуны призывает активней бить лисиц, енотовидных собак и волков под видом борьбы с бешенством Главный государственный врач России Г. Онищенко. Только вот что странно, в списке предлагаемых им мер по борьбе с бешенством нет самых эффективных - вакцинация переносчиков бешенства - лисиц, енотовидных собак и волков, как это делают во всей Европе. Кстати, господину Онищенко не мешало бы знать, что лисицы, енотовидные собаки и волки как раз являются большим подспорьем в мероприятиях против бешенства, так как поедают огромное количество грызунов - главных распространителей бешенства.
В российских регионах уничтожение лисиц активно одобряется распоряжением губернаторов Челябинской области, Краснодарского края и других регионов. Для этого создают специальные бригады, выделяют средства на уничтожение животных из экологических фондов, разрешается применять снегоходы и автотранспорт. И, конечно, не используют такой эффективный и гуманный способ, как вакцинация лисиц, енотовидных собак и волков. В итоге тратятся практически впустую огромные средства и ресурсы, уничтожаются безвинные животные, а бешенство никак не исчезает.
В Беларуси уничтожение лисиц и енотовидных собак возглавил природоохранный орган - Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды. Им издан специальный Приказ «Об утверждении Положения о конкурсе по добыче лисицы и енотовидной собаки на территории Республики Беларусь» (от 8 января 2003 г. № 4). Деньги на уничтожение диких животных, понятное дело, выделяются из местных бюджетных фондов охраны природы. Передовики - охотники (добывшие более 10 животных), получают бесплатные сезонные охотничьи путевки, по которым могут охотиться сверх утвержденных лимитов.
30 апреля 2007 г. Указом Президента Республики Беларусь _№ 207 «О внесении дополнений и изменений в Указ Президента Республики Беларусь от 8 декабря 2005 г. № 580» упрощена процедура уничтожения диких животных нежелательных видов - волка, лисицы, енотовидной собаки, серой вороны, сороки, большого баклана и серой цапли. Теперь охотники могут их стрелять при любом своем законном нахождении в охотничьих угодьях в целях охоты. Более того, в Беларуси, в отличие от России или Украины, сделан очень опасный прецедент по расширению фронта борьбы с животными «вредителями» - А. Лукашенко разрешил гражданам на своих земельных участках «изъятие из логовов щенков волка, лисицы, енотовидной собаки, а также добычу или уничтожение любыми способами нежелательных видов». Другими словами, теперь каждый белорус имеет право из окна своего дома на дачном участке стрелять из воздушки бакланов, цапель, ворон и сорок. Приходится удивляться, что это невиданное по своему цинизму и жестокости действие происходит в 21 веке в самом сердце Европы!
Белорусский эколог-юрист Г. Федоров пишет об уничтожении «вредных» животных в Беларуси: «… в целом ситуацию отношения к животным я оцениваю как реакционную. Одни репортажи про охоту на волков чего стоят! Впечатление такое, будто ловят убийцу-рецидивиста или что это репортажи про очередную «зачистку» селения в Чечне…».
Известный американский экофилософ Т. Риган считает: «Те, кто принял теорию прав, должен приложить усилия для ликвидации таких программ по контролю за хищниками. Официально оправдание этих программ то, что хищник причиняет убытки животной индустрии, бизнесу. Так как теория прав отрицает то, что такое обращение (этой индустрии) с животными морально оправдано, то урон, наносимый хищникам ради минимизации финансовых потерь, должен осуждаться. В борьбе между этой индустрией и зверями, населяющими эти земли, не хищники, а индустрия должна уступить (…). Целью управления дикой жизнью должна быть защита прав зверей, обеспечения им возможности жить своей жизнью и обезопасить от людского вмешательства, которое часто прикрывается именем спорта».
В Украине охота на так называемых «бешеных» лисиц ведется даже на землях природно-заповедного фонда - в национальных парках и заповедниках. Так, несколько лет назад в национальном парке «Святые горы» природоохранной службой была задержана группа охотников за «бешеными» лисицами во главе с директором этого национального парка г. Васильевым без соответствующих документов. В «борьбе» с бешенством изъявили принять участие местные бизнесмены, депутаты, директора соседних пансионатов, то есть тот самый люд, который никогда не был замечен в особой заботе о дикой флоре и фауне.
По специальным правилам тушки бешеных лисиц необходимо закапывать в землю на глубину 2 метра. Ничего этого не делается. Охотники стреляют лисиц и разбрасывают туши по лесопосадкам, что еще больше способствует распространению бешенства.