После
последнего большого поста о планах и надеждах, когда мы только начинали регистрацию региональных отделений, прошло уже более двух месяцев, так что уже давно пришло время рассказать о том, как у нас дела с регистрацией Партии.
Итак, по состоянию на сегодня мы получили документы о регистрации уже трёх региональных отделений Партии Прогресса: в Курганской и Астраханской областях, а прямо сегодня - в Республике Башкортостан. Я с удовольствием публикую наше самое "первое" свидетельство из Кургана и ещё раз поздравляю ребят из всех отделений, вы - молодцы!
1. Создание новых региональных отделений партии.
28 февраля, сразу после получения регистрации партии у нас уже было 46 региональных отделений и далее нам предстояло (и всё ещё предстоит!) получить регистрацию более чем в половине субъектов РФ (в марте было 42, но после включения в Конституцию Крыма и Севастополя стало 43) и только тогда получить по закону "право" выдвигать своих кандидатов и списки на выборах.
Как я писал ранее, для "надежного" прохождения этого этапа и получения "лицензии на выборы" партии требовалось очевидно больше отделений, чем было, хотя бы по той причине, что многие региональные управления Минюста принципиально не регистрируют новичков с первой, а часто и второй-третьей попытки. Была поставлена задача увеличить охват регионов, ведь очевидно, что больше отделений - больше шансов пройти этот этап.
Благодаря широкому отклику на
первый пост и активной работе с активистами мы довольно легко нашли более десятка новых координаторов, что объединяют партийцев в регионах и создают новые реготделения. Б
ыли созданы отделения ещё в шести регионах: Костромской, Тюменской, Ивановской, Кемеровской, Ульяновской и Республике Бурятия. На подходе ещё пять.
В то же время мы не собираемся останавливаться на 11 "новых" регионах, 60 регионов - это необходимый минимум, мы по-прежнему ищем активных людей там, где у Партии Прогресса ещё нет отделений, хотя список таких субъектов РФ и заметно уменьшился. На сегодня он выглядит так:
1. Республика Алтай
2. Республика Дагестан
3. Кабардино-Балкарская Республика
4. Республика Калмыкия
5. Республика Карачаево-Черкессия
6. Республика Марий Эл
7. Республика Мордовия
8. Республика Саха
9. Республика Северная Осетия-Алания
10. Республика Тыва
11. Удмуртская Республика
12. Чеченская республика
13. Амурская область
14. Архангельская область
15. Брянская область
16. Камчатский Край
17. Магаданская область
18. Мурманская область
19. Оренбургская область
20. Псковская область
21. Сахалинская область
22. Смоленская область
23. Тамбовская область
24. Еврейская автономная область
25. Чукотский автономный округ
26. Ямало-Ненецкий АО
Всех неравнодушных и готовых вкладывать силы и время,
разделяющих наши взгляды, прошу записываться на сайте Партии
http://partyprogress.org/, а чувствующих в себе возможности (с нашей помощью, конечно) собрать людей вместе и создать отделение - прошу сразу писать на адрес юротдела: jurshtab@gmail.com. Поможем, подскажем, сам процесс не так сложен, как может быть кажется.
Отмечу, что не должно создаваться впечатление, что создание новых отделений необходимо лишь для прохождения регистрации - нет, наши отделения работают и без регистрации, но мы бы хотели объединить всех людей, разделяющих наши взгляды на одной партийной платформе, к тому же уже этой осенью будут проходить выборы в дюжине законодательных собраний, муниципальные выборы будут назначаться и после 14 сентября (единого дня голосования), партия и кандидаты намерены принять участие как минимум в нескольких из предстоящих избирательных кампаний.
2. Первая "подача".
Итак, на "первом этапе" документы на регистрацию были поданы в 50 региональных Минюстов. Первый региональный Минюст получил заявление на регистрацию 7 марта, а последний, с учётом прогона почты - 19 марта. Более чем в половине из этих 50 регионов регистраторы, выдержав с умными лицами месяц, вернули нам типовой отказ, якобы об отсутствии полномочий у нашего уполномоченного лица.
Можно написать большой юридический опус по поводу несуразности отказа и внезапно "пропавших", сразу после регистрации партии, полномочий у Уполномоченного лица, назначенного ещё на учредительном съезде, но я ограничусь лишь двумя замечаниями.
Первое, закон не содержит каких-либо требований, аналогичных тем, что имеются в отказах Минюста, если есть Уполномоченное лицо, то оно и подписывает все документы (
п.1 ст.18 ФЗ "О политических партиях");
Второе, отказ в регистрации на основании документа, не указанного в законе, как позволяет себе делать в очередной раз Минюст - неправомерен (
п.2 ст.18 того же закона).
"Мерцание" закона в толковании Минюста подтверждает, прежде всего сам Минюст, зарегистрировавший Партию Прогресса в одних регионах и отказавший нам в других на основе одной и той же нормы права. Очевидно, что один и тот же закон не может применяться по-разному в разных субъектах РФ, тут Министерство юстиции просто само себя высекло.
Но вообще-то с самого начала было предсказуемо именно такое развитие событий и не принципиально, какой именно "недочёт" Минюст придумал бы для "первого" отказа. Очевидно, что Администрация Президента, уши которой выглядывают из всех действий Минюста, несмотря на всю риторику власти о курсе на "чистые выборы" и "конкуренцию", не готова к тому, чтобы вот так просто взять и допустить Партию Прогресса на выборы ЕДГ-14. Действительно, ведь если регистрировать региональные отделения, то это означает, что партию и на выборы придётся допускать.
К отказам мы относимся философски, есть отказ - устраняем "недостатки", в чём бы они не заключались (параллельно обжалуем в суд, конечно), и снова подаём документы. ПОДАЕМ РОВНО В ТОМ ЖЕ ВИДЕ, ЧТО И ПРЕДЫДУЩИЙ РАЗ, только с устраненными "проблемами". И ЭТО ПРАВИЛО ДЛЯ НАС НЕИЗМЕННО.
3. Вторая "подача".
И подаём максимально быстро. Так, первые 10 "вторых" комплектов документов ушли в Минюст уже на следующий или через день после получения отказа. Начало, как обычно, было положено нашим отделением в Московской области - документы на вторую регистрацию были поданы ещё 2 апреля. На сегодня документы по "второму кругу" ушли почти во все Минюсты (лишь в Новгородской области продолжается рассмотрение документов с первой регистрации). Не останавливаюсь на том, чего стоит работать в таком режиме юротделу, с настроем на максимально возможное качество, но именно так и надо в условиях, когда ищут даже минимальные и невинные недочёты.
Однако тут, во время "второй" подачи документов, Минюсту уже профессионально не позавидуешь. Да, конечно, регистратор Минюста может, поддавшись окрику начальника, ещё раз пробежаться по документам и закрыв глаза ткнуть пальцем в случайную норму и перестать понимать её смысл применительно к документам Партии Прогресса. Но в любом случае, ведь если ты предъявляешь претензии к тем же документам, что и сам смотрел в первый раз, то это означает, что претензии к "юристам Навального" уже бессмысленны - это будет прежде всего претензия к самому Минюсту. Второй отказ - это уже будет означать для Минюста расписаться в собственной некомпетентности и профессиональной непригодности. А представляете, если будет третий отказ?
На сегодня в собственной некомпетентности успели расписаться управления Минюста в шести регионах: в Алтайском крае, Вологодской, Московской и Тверской областях, Республике Татарстан, Пермском крае. По пяти из них документы поданы на рассмотрение вновь - уже в третий раз.
Мы предполагали, что Минюст, спасая остатки собственной проф.чести, всё же скорее пойдёт по пути "приостановки" и максимального затягивания, объясняя это наличием несущественных недостатков. Не скажу, что это четкая тенденция, но приостановка в регистрации уже объявлена в 7 регионах: во Владимирской области, Москве, НАО, Новгородской и Пензенской областях, Республике Карелия и Ростовской области.
В остальных регионах процесс регистрации продолжается или нам ещё не выданы документы о регистрации/отказе. Всего регистрацией партии охвачено 55 регионов.
Основные способы работы с Партией Прогресса в настоящее время у Минюста с лобовой атаки сдвинулись на затягивание и незаконные задержки. Отказы, отправка документов по почте с категорическим отказом сообщать о причинах отказа/приостановки (замечу - обычной, а не скоростной, почтой, часть из которой обычно просто не доходит),
запрет в региональных Минюстах выдать копии отказов - это происходит почти во всех регионах и действительно серьёзно затрудняет работу.
Доходит до абсурда, чтобы затянуть регистрацию в ключевых регионах, как например в Москве, документы о приостановке в связи с "недостатками" с 12 мая просто не выдают на руки. Обязаны, но не выдают. И никакие наши кары с заявлениями, жалобами исками в суд и прокуратуру их не берут. Но ведь если не знаешь, что "устранять", то понятно и устранить невозможно.
4. Третий съезд.
Претензии Минюста околоюридического свойства вынудили нас провести внеочередной съезд Партии 13 апреля. Мы не стали его широко афишировать, поскольку съезд носил больше технический характер. Отмечу, что если ранее со сбором кворума по регионам всегда было не ясно до последнего момента, поскольку неизбежно возникали транспортно-форсмажорные проблемы у части делегатов, то в этот раз всё было спокойно - сказалось увеличение количества регионов, здесь у нас есть определенный "юридический" запас.Принятые на съезде решения касались в основном уполномоченных лиц Партии, чтобы снять даже малейшие вопросы "непонятливого" Минюста, были приняты все необходимые решения.
Для делегатов юротдел провёл лекцию-тренниг "Как общаться с Минюстом, не бояться отказа и получить регистрацию".
К съезду подготовили и вручили делегатам несколько десятков новых комплектов документов для подачи в Минюсты.
5. Ресурсы и ещё раз ресурсы.
"Ресурсное изматывание" - это тяжелое испытание. Один из наших секретов - потрясающие волонтеры, готовые нам помогать круглосуточно (так и было - ночью отправляли документы почтой). Например, при первоначальной, самой сложной подготовке в течение полумесяца у нас 18 часов в сутки было задействовано постоянно около 10 волонтеров, а всего нам помогали около сотни человек - партийцы, сторонники и просто сочувствующие.
Помощь волонтеров была неоценима и за то им низкий поклон, но как легко догадаться, деньги для регистрации всё же нужны.
Каждый из "кругов регистрации" съедает кучу денег. 2 тыс.руб. - госпошлина для регистрации реготделения, 1,5 тыс.- заверение подписи на заявлении о регистрации у нотариуса, в среднем 0,9 тыс. - оплата скоростной почты (отправляем-то документы в регионы). Эти расходы невозможно проигнорировать и всё это "сгорает" при получении отказа. Несложно подсчитать, что при 55-60 регистрируемых отделениях и расходах по одному отделению в пределах 4-5 тыс. каждая "подача" съедает не менее 300 тыс. руб.
Несложно оценить, что до 25 августа (дедлайн регистрации) в случае пессимистично-реалистичного расклада и нашей скорости работы мы успевает ещё с 2-3 подачами, а значит может понадобиться только на "обязательные" расходы от 600 тыс. руб. до миллиона.
Помимо этого суды - на настоящий момент мы подали 63 заявления в регионах, обжалуя отказы и приостановки, часть их них уже перешли в активную фазу, как
например в Питере. Очевидно, что будут ещё и это сильно усложняет общую задачу, но оставлять хотя бы один из отказов/приостановок безумного Минюста без обжалования - это означает потакать "безнаказанности". Только жесткий отпор и суды по каждому незаконному отказу Партии вплоть до ЕСПЧ в данном случае означают не иллюзорные шансы на успешную регистрацию. Ведь мы помним принципиальное условие закона о политических партиях -
регистрация в 43 регионах за шесть месяцев или общефедеральная регистрация просто "сгорает".
Что ж, на этой почти оптимистичной ноте я пожалуй и закончу - когда-нибудь я напишу целую книгу о том, как создавалась и регистрировалась Партия Прогресса, но пока просто пойду переделывать документы под требования очередного регионального Минюста ;)
Секретарь Центрального совета Партии Прогресса - Дмитрий Крайнев.
P.S. Мини-сайт (большой в работе) партии, на котором мы ведём запись партийцев и
собираем средства на регистрацию: http://partyprogress.org/