Mar 31, 2017 14:33
Зачем симфоническому оркестру нужен дирижёр? Музыкантов попрошу молчать!!! Мы тут не музыку играем, а пытаемся решить инженерную задачу. А задача эта проста, как палка - синхронизация звучания симфонического оркестра под названием Земля. Поскольку я не музыкант, а инженер, то и рассматривать данную систему я буду с инженерной точки зрения. Итак, дирижёр управляет оркестром. Замечу, не творит музыку в момент управления. Сама музыка записана нотами, причём у каждого исполнителя записана только часть произведения - его собственная партия. А вся партитура - у дирижёра. Ну это так, к слову.
Так вот, чтобы оркестр зазвучал, перво наперво нужно синхронизировать все партии. Хех, опять музыканты влезают - мол, метроном, и всё такое … Да где вы видели метроном за дирижёрским пультом? А ведь метроном, на самом деле, действительно имеется. Только не механический, а виртуальный - в голове у дирижёра. И, в строгом соответствии с этим метрономом, дирижёр и машет своей палочкой - отбивает такты. То есть, основной задачей дирижёра как раз и является работа задающим генератором. Синхронизация - первая производная дирижёра! Группы инструментов и амплитуда звучания - это потом. Сначала синхронизация. И, должен сказать, что размер такта таки записан в партитуре. И для каждой партии инструментов тоже.
Ну а GPS тут с какого боку? А вот с какого. Если взять конкретного исполнителя в оркестре, то его внутренний тактовый генератор не синхронизирован с генератором дирижёра. И для постоянной коррекции исполнитель смотрит на дирижёрскую палочку - для исполнителя осуществляется внешняя синхронизация, причём по каждому такту. А внутренние часы дирижёра и исполнителя идут по разному. И, как результат, имеем постоянную разсихронизацию длительности такта. Или, говоря инженерным языком, происходит фазовый дребезг. Чем выше квалификация исполнителя и дирижёра, тем фазовый дребезг меньше. Но имеется он всегда ввиду природы индивидуумов в оркестре.
Так это же и есть описание работы системы GPS в первом приближении. Спутник - дирижёр, приёмники - исполнители. Дирижёр один, исполнителей много, но дирижёр - главный. И первая производная спутника - правильно тактировать приёмники. Но у дирижёра, то есть спутника, внутренние часы тоже могут быть не точными. И оно так и есть на самом деле. Да если ещё и добавить движение спутника - появляются дополнительные фазовые сдвиги за счёт эффекта Доплера. И что, проблема не решаема? Да нет, решили давно уже - при помощи тригонометрии. В теории достаточно три спутника - и всё получается пучком. Дальше про GPS растележивать лень, любой желающий найдет информацию самостоятельно.
Перейдём к пирамидам. Пирамида, как задающий генератор по Яшкардину, так же имеет внутреннюю нестабильность. Зависит это от многих факторов, в том числе и от криворукости строителей. Только не надо мне сказывать про древних строителей, плавали - знаем. Для инженера задача заключается в нивелировании различных дестабилизирующих факторов, в том числе и криворукости рабочих. И такое решение было найдено задолго до эры GPS. Некоторое количество пирамид, разбросанных по всей Земле, решали задачу синхронизации, и не только, про триангуляцию тоже не забываем, наилучшим образом. Ну а строительство приемно - передающих устройств в виде куполообразных и арочных сооружений для тех инженеров уже не представляло большой проблемы. Работало, судя по всему, прекрасно без нефти и газа. Правда, до катаклизма, но это уже не входит в данный пост.
Размышлизмы