E-325, глютамат натрия, эмульгаторы, улучшители и разхрыхлители - отыскать в супермаркете еду без этих сомнительных добавок довольно сложно. И самое удивительно, что несъедобную мерзость добавляли в пищу во все времена.
В средневековой Европе время от времени происходили массовые отравления хлебом. Его пекли из муки, заражённой спорыньёйц (паразитирующем на зерновых ядовитым грибом) или смешанной с сорным злаком плевелом опьяняющим. В 1380 г. В церкви Сан-Пьетро в Фаэнце (Италия) прихожане вдруг начали трястись и приплясывать, носясь взад-вперёд по храму, будто одержимые дьяволом. Это были явные симптомы отравления. В 1592 году в Модене один чиновник, ответственный за качество продовольствия был арестован «за то, что смолол сорок мешков лаврового листа и подмешивал его в пшеничную муку».
Бессовсестные торговцы специально подмешивали в муку плевел. Получался так называемый пьяный хлеб. Отведав его, жертвы мошенников помрачались в рассудке, пускались в дикий пляс, колотились головой о стены и даже, обезумев, накладывали на себя руки. Пляска святого Витта - характерное подёргивание всего тела, часто встречавшееся у средневековых крестьян, - почти наверняка объясняется отравлением спорыньёй, а точнее содержащимся в этом грибе диэтиламидом лизергиновой кислоты, больше изветным как ЛСД (!!! ЛСД кушали, а группа Jefferson Airplane в средние века всё ж не появилась).
В хлебную муку для объёма могли подмешать для объёма золу или песок, а для вкуса добавить ядовитый сульфат меди или цинка. Результаты применения подобных пищевых добавок были поистине удручающими. Английский философ Френсис Бэкон (1561- 1626) писал, что в его эпоху из тысячи мужчин не найдётся ни одного умершего своей смертью. Особое негодование вызывало у него крепкое пиво, для которого бралась «вода из Темзы выше Гринвича во время отлива, когда в ней нет морской солености, зато полно городских нечистот».
В XVIII в. мошенники подкрашивали чай железным купоросом, белили телятину мелом и добавляли в пиво медный купорос. Один современник возмущался: «Я видел, как из хлеба извлекли мел и известь, которые составляли шестую часть его веса». Самым страшным обвинением в адрес пекарей была покупка скелетов из склепов. Они, по слухам, мололи кости в муку, которую добавляли к пшеничной.
В XIX веке дела обстояли не лучше. Некий англичанин Чалонер продавал 9 фунтов поддельного кофе из смеси «жжёного гороха, бобов, песка, гравия и щепотки кофе» (Ну, такой кофе и сейчас можно легко купить - л). В глостерских сырах нередко обнаруживался ядовитый свинцовый сурик, который частично подменял оранжевый пищевой краситель аннато. Солёные огурцы хорошо продавались, если были натурального зелёного цвета. Для этого их обычно подкрашивали медью. Овощи заливали рассолом, прокипяченным с медными монетами, или подолгу вымачивали плоды в латунных чашах.
Страшно сказать, но в те времена уксус часто подкисляли серной кислотой.
Смертельные добавки сыпали в сладости, в кофе, в вина… А один итальянский поставщик тертого пармезана признался, что его сыр содержит размолотые ручки от зонтиков.
(по материалам книги Джеффри Риган "Коллекция исторических курьёзов")
///