Почему феминизм для меня не мыслим без прав животных

Sep 26, 2014 03:34

Уже давно я прочитала книгу "Принцесса, правдивая история жизни под чадрой в Саудовской Аравии", а в последние несколько дней - ее продолжение "Дочери принцессы" и "Содружество Султаны".
Первая книга вызвала целый спектр закономерных и предсказуемых чувств. Больше всего потрясла история Самиры, девушки, познавшей свободу, но после смерти прогрессивных родителей заточенную на всю жизнь в одиночную камеру. До слез довела история Сары, сестры главной героини. Как она, природенная художница, с ранней юности мечтала открыть картинную галерею, но мечтам этим не суждено было сбыться. Как ее в 16 лет выдали замуж за старика, и роскошная свадьба не могла скрыть атмосферы смерти и похорон заживо. Как после изнасилования "молодым супругом" и попытки самоубийства она - чудо для Саудовской Аравии - смогла развестись с извергом, а затем вышла-таки замуж за любимого человека. Но реализовать смогла только как жена и мать - о мечте детства пришлось забыть.  Про Султану, главную героиню и рассказчицу, тогда возникла мысль что вот на таких людях все и держится, такие люди и привносят прогресс даже в самое тоталитарное общество, коим является аравийское. Она добилась возможности выйти замуж по любви. Потом она не дала мужу взять вторую жену. У нее хватило смелости написать эти записки. И так грустно, что благополучных историй - как, например, с Сарой - там практически не было.
Теперь я прочитала вторую и третью часть мемуаров принцессы - и у меня появились предположения, почему Аллах практически не давал Султане возможности спасти женщин, ставших жертвой тирании.
Ибо не менее, чем жестокость религиозных фанатиков к женщинам, меня поражало в общем-то безразличное отношение Султаны к животным. Я прекрасно понимаю, глупо было бы ждать от человека, выросшего в дикарском обществе, перехода на веганство из соображений этики. Но элементарное шевеление в душе при мысли о страданиях животных - это, по моему глубочайшему убеждению, естественное чувство для каждого нормального человека. Вот у Шаламова в "Колымских рассказах" описывается несколько эпизодов, когда это чувство продолжало теплиться в самых страшных условиях, на каторге - а полностью заморожено оно оказывалось у совсем уже утративших человеческий облик зэках...
Но возвращаемся в Аравию... Султане, оказывается, с детства очень нравилось смотреть, как убивают животных! Из книги "Дочери принцессы":
С самого детства меня завораживал процесс свежевания туш - мясник делал тонкий надрез на ноге животного, а затем, чтобы отделить шкуру от мяса, через него накачивал внутрь воздух. Животное у меня на глазах становилось все больше и больше, а мясник при этом сильными ударами дубинки колотил тушу, чтобы воздух распределялся равномерно.
Еще Султану очень огорчало, что младшая дочка ее, Амани, стремится оберегать всех живых существ. Эту ее особенность Султана сначала называет "тревожной", а потом - манией. Узнав, что дочка тратила деньги на покупку птиц, чтобы их выпустить, Султана пригрозила отвести ее к психиатру. Всего неприятнее было читать следующие строки из третьей книги, "Содружество Султаны":
Услышав, какие умильные разговоры, имитируя детский говор, ведет Амани с верблюжонком, я поняла, что нежного мяса этого животного мы точно уже не отведаем... Я тяжело вздохнула, глядя на Амани, думая о том, как же мне излечить мою дочь от чрезмерной привязанности к животным.
Но тем не менее, описание трапезы при путешествии в пустыне:
Маленький верблюжонок, жарившийся на вертеле целый день, теперь возлежал на горе из риса на большом блюде. Внутри верблюжонка находился ягненок, фаршированный цыплятами, которые, в свою очередь, были нашпигованы отварными яйцами с овощами.
Султана, блин! Как можно, забыв обо всем на свете, бросаться на помощь женщинам, а сострадание к животным считать болезнью?! Аль потому, что нож на себе ни разу не почувствовала - ведь ей, в отличие от ее старших сестер, не делали обрезание... Ах это животные?.. Ах их для того выращивали?.. А ведь мужчинам, в Саудовской Аравии и не только, кажется, ну что там эти женщины, такова природа, что надо кого-то пользовать - иначе застойные явления образуются!
Не могу забыть, как в жж feministki некая участница написала: раньше была вегетарианкой из этических соображений, но потом узнала про феминизм, и ей это больше понравилось, опять стала мясо есть. Нашла, значиццо, другую категорию, нуждающуюся в защите - а прежнюю под нож. Черт возьми, а чем женщина, отстаивающая свое "святое право" убивать, отличается от мужчины, заболевающего без изнасилования?..
Я глубоко убеждена, что если бы человечество не ступило на роковой путь убийства животных - то феминизма как движения не было бы. Потому что не было бы порожившей его многовековой тирании.

вегетарианство, защита животных, мысли, литература, свобода личности

Previous post Next post
Up