Неизвестная трагедия Московского метрополитена

Sep 27, 2013 02:58

Об этой страшной истории я узнала много лет назад, в студенческие времена. Нам задали выяснить, что произошло на Краснопрудной при строительстве метро. Интернета тогда не было, рассчитывать приходилось только на книги да на эрудицию окружающих.
В тот раз мне не помогло ни одно, ни другое. Моим одногруппникам - тоже. А преподаватель нам потом рассказал, как при строительстве метро... что-то прорвало, и погибло множество метростроевцев. Погибли они прежде всего потому, что им была дана директива: спасать народное хозяйство, а не себя. Я не помнила технических деталей, но эти слова нашего препода помню так, как будто они были произнесены сегодня. Причем слова эти были сказаны в последнюю очередь, потому обстоятельства я и прослушала.
По удивительному совпадению, ровно в те же дни я читала одну из книг В.А. Сухомлинского, и там рассказывалось о трагедии, произошедшей со старшим братом одного из его учеников. Он работал трактористом и, пытаясь работать до последнего, замерз и умер. Говорилось там, что в честь него в деревне собираются назвать улицу. Меня поразило, что даже такой гуманист как Сухомлинский преподносит этот случай как подвиг - ведь парень этот спасал народное хозяйство! Ага, а не спасал бы - жив остался бы...
Я родилась в Советском Союзе, я преклоняюсь перед подвигом людей в Великую Отечественную, подвигу, благодаря которому мы живем, но когда я тогда, в ранней юности, в конце 1990-х узнала, что железо да камень оказывались многократно дороже жизни, что давался указ беречь прежде всего продукт, для меня это было шоком. Шоком, несмотря на то, что к тому времени я уже прочитала кое-что из "Архипелага Гулага". Шоком, несмотря на то, что я не могла смириться с жестокостью человека к животным и на тот момент уже была вегетарианкой.
А про трагедию на Краснопрудной я потом неоднократно пыталась узнать больше, но... сначала Яндекс с Гуглем ничего не знали, а потом выдавали явно не то: выдавали не то, потому что единственным ключевым словом, приходившим мне в голову, была "Краснопрудная". Только сейчас на Soviet Life мне сообщили подробности.
Кстати, в детстве, когда мечтой всякого октябренка было стать комсомольцем, название станции "Комсомольская" меня удивляло. Я тогда  уже знала, что станцию назвали в честь строивших ее комсомольцев, и думала, неужели те, кто, как и я, учатся в школе, пусть и в старших классах, могли строить метро? Увы, не только строили, но и в прямом смысле защищали своими телами. Хотя последнее в названии не отражено.
А вот история.

http://metro.molot.ru/st_sl_komsomolskaya.shtml

Но рукотворные трудности меркли по сравнению с природными. Гидрогеологические условия в зоне строительства были тяжелейшими. В прошлом площадь представляла собой сплошное болото, горизонты грунтовых вод начинаются с глубины 3-х метров. Ниже залегает мощный слой плывунов, толщиной от 6 до 8 метров.

Для защиты от плывунов и смещений грунта, вокруг будущего котлована станции бал забит металлический шпунт, укрепленный несколькими ярусами расстрелов. К расстрелам крепились, по мере выемки грунта, подземные коммуникации. Попытки применить искусственное водопонижение не увенчались успехом. Всего, по краям будущего котлована, было забито на глубину 15-17 метров более тысячи погонных метров шпунтов, 636 свай. Над котлованом сооружались временные мосты для пропуска транспорта. Все работы по перекладке трамвайных путей проводились в ночное время, без остановки движения. Случались и аварии, так, во время забивания шпунта был поврежден магистральный водопровод. В феврале 1934 года забивание шпунта было закончено, начались работы по раскрытию котлована станции. Первые кубометры бетона были уложены в лоток будущей станции в юго-западном торце, у Казанского вокзала.

Ежедневно выдавалось по тысяче кубометров грунта, который не успевали вывозить. Наступала весна, замерзший грунт, оттаивал, грозя сползти в котлован станции. Для вывоза грунта, как и на Красносельской, были задействованы трамваи.

Летом 1934 года на Москву обрушились сильнейшие ливни. Канализационные каналы не справлялись с отводом поступающей воды. С внешней стороны котлована образовалась воронка объемом в 150-200 кубометров. Опасность была быстро ликвидирована, но вскоре снова хлынул дождь. После трехдневного ливня, подвешенный на креплении деревянный короб с протекающей в нем речкой Ольховкой был поврежден. Вот как описывает ситуацию А. С. Коробко, начальник 1-й дистанции в книге "Как мы строили метро":

Буквально в несколько минут хлынувший вниз водопад размыл на своем пути песок, камни, бревна - все, что попалось на дороге. Глазам нашим представилась потрясающая картина. Размывая грунт, наводнение на 8 метров оголило нашу металлическую стену. Она стояла без крепления. На наших глазах стена начала деформироваться, прогибаясь внутрь котлована. А с внешней ее стороны, недалеко от пробегавших мимо трамвайных путей, образовалась вдоль всего котлована 5-сантиметровая трещина. Мы поняли, что снаружи началось движение грунта. Еще 10-15 минут - и металлическая стена обрушится в котлован.

Трещина росла, распространяясь Казанскму вокзалу. Возникла угроза обрушения здания вокзала, знаменитой башни Сююмбике. Под страшным ливнем комсомольцы сбросили в котлован три вагона бетонитовых камней. По неподтвержденным данным, во время этой аварии погибло несколько десятков метростроевцев. Ливневые дожди лета 1934 года натворили множество бед на всех строящихся участках метро, но авария на площади трех вокзалов была одной из самых опасных.

Вопреки распространенному мнению, нигде при строительстве первой очереди не использовался труд заключенный. На строительстве "Комсомольской" работали, в основном, молодежные бригады комсомольцев и именно их самоотверженному труду посвящено название и оформление станции.

СССР, Москва-столица, свобода личности, наша история, наша страна

Previous post Next post
Up