Как одна крестьянка народный промысел спасла...

Aug 28, 2013 02:13

Пишу этот пост для сообщества feministki. Там мы часто читаем о женщинах-ученых, спортсменках и т.д. Речь здесь пойдет о простой деревенской женщине, практически в одиночку сохранившей искусство изготовления каргопольских глиняных игрушек, которые ныне стали визитной карточкой Архангельской области и известны далеко за ее пределами. И мне кажется, что история этой женщины достойна внимания: во-первых, вот он, пример того, как женщина, причем самого простого происхождения, смогла реализовать свой талант, и не через мужа-детей (как видно из биографии, она замужем не была), а через искусство, во-вторых, пример того, как фактически один человек, деревенская бабушка, спасла от забвения интересный промысел. Уникальнейшая судьба: крестьянка из затерянной в лесах деревни нашла себя не в десятке детей, а в творчестве и, не покидая родной край, не нарушая своего привычного жизненного уклада, стала знаменитой! Впрочем, давно известно, что на Севере женщины всегда были гораздо более свободны, чем в средней полосе и тем более на юге: на это вынудили суровые условия жизни. Итак...

http://каргопольская-игрушка.рф/?page_id=32

Ульяна Ивановна Бабкина



Ульяна Ивановна Бабкина родилась 10 августа 1889г. в деревне Глотовской (Гринёво) Каргопольского уезда в семье потомственных гончаров.
Гончарством, как и другими ремеслами, занимались в свободное от полевых работ время. Дети помогали старшим готовили глину, дрова, постепенно осваивая секреты нелегкого ремесла. Маленькая Уля, как и три ее сестры, помогала отцу - Ивану Павловичу, ставшему для нее первым учителем.
В деревне Гринёво, где многие занимались гончарным делом, игрушки делали только два мастера - Иван Павлович Бабкин и Иван Васильевич Дружинин. Ивана Васильевича можно считать учителем Ульяны Бабкиной.
После смерти И.Б.Дружинина (в 1919г.), только Ульяна Ивановна Бабкина в течение почти 20 лет продолжала лепить и расписывать глиняные игрушки на Каргополье.
Всю свою долгую жизнь - 89 лет мастерица прожила в родной деревне одна «бобылкой». Сажала огород, косила сено, «водилась» с соседскими детьми и лепила игрушки, обжигая их в русской печке, а потом ярко раскрашивала. Тем и жила…
Ее глиняные «бобки» непосредственны, эмоциональны и жизнерадостны. Круг сюжетов глиняных скульптурок очень широк: от фольклорных традиционных образов, до композиций из двух - трех персонажей. Сюжеты были связаны с повседневной жизнью крестьян, ее трудами и праздниками.
Ульяне Ивановне суждено было через всю жизнь пронести искусство предков, сберегая его от забвения. Благодаря ей ниточка традиций не прервалась, древний промысел жив.
Интерес к творчеству Ульяны Бабкиной, к Каргопольской глиняной игрушке, вспыхнувший в 60 - е годы, способствовал возрождению промысла.
В 1968 г. в Каргополе было открыто отделение сувенирного предприятия «Беломорские узоры», возглавил его потомственный гончар А.П. Шевелев. Первыми мастерами этого цеха были К.П. Шевелева, Д.В. Шевелев, С.И. Рябов, Дружинин. Они стали наставниками для молодых мастеров, которые продолжили жизнь древнего промысла.

российская глубинка, свобода личности

Previous post Next post
Up