Несмотря на то, что оба спектакля поставил один и тот же человек, разница между ними колоссальная. В первую очередь, это ощущается на уровне актерской игры. Безусловно, во МХАТе им. Горького есть актеры, заслуживающие внимания и даже восхищения, однако темперамент у них другой. И другие образы.
Первый, о ком хотелось бы сказать, - это Лука. Во МХАТе его играет Иван Криворучко. На мой взгляд, это типичный Лука, такой, каким, возможно, его хотел видеть на сцене сам Горький, когда рядом с его именем написал «странник, 60 лет». Это тип странника, примеров которого можно найти множество в русской литературе. Пожилой, бородатый, с трудом передвигающийся старец, с деревенским говорком, речь которого изобилует поговорками и пословицами. Он всех утешает и жалеет. Другое дело - Лука Игоря Китаева на Юго-западе. Приведу здесь цитату из своей же рецензии:
(
http://lavieviolet.livejournal.com/14229.html)
“Лука Игоря Китаева - не добродушный старичок, который старается утешить и пожалеть людей. В нем определенно есть что-то инфернальное. Всем своим видом он похож на Мефистофеля: манеры, голос, взгляд, плащ…Он почти всегда находится в тени, а когда на него падает синий луч света, возникает даже сомнение - существует ли он на самом деле? Ко всему прочему, ближе к финалу он насмешливо говорит о том, что его уже пытались убить, и это ни к чему не привело. Разумеется, его слова - лишь ирония, но, если собрать воедино все кусочки, складывается образ некого духа, демона…
Помимо этого у меня возникла ассоциация с ведьмами из «Макбета», которые определенным образом отображали мысли главного героя. Так и в спектакле «На дне» Лука словно является тенью каждого из обитателей ночлежки, их совестью или, быть может, их вторым «Я»”.
Васька Пепел: Максим Дахненко (МХАТ), Александр Наумов (театр на Юго-западе). У Дахненко Пепел - самоуверенный, дерзкий вор, с насмешливым взглядом и развязными манерами. Каждый его жест, нахальное выражение лица, его походка, осанка (чаще всего он ходит, чуть ссутулившись, засунув руки в карманы), интонации, из которых понятно, что он не потерпит, чтобы ему противоречили, - все это ясно говорит о том, что перед нами настоящий сын вора. Он вырос в воровской среде и, можно сказать, пропитался ею.
Пепел Наумова проще и сложнее одновременно. Он не ведет себя подчеркнуто развязно, у него нет вызывающих ноток в голосе. Еще один, обычный житель ночлежки. Но в том-то вся и сложность. Пепел Наумова вор не по внешним признакам (когда он появляется на сцене впервые, у него, вообще, совершенно добродушный вид), но он вор внутри, он преступник по своей сути. Опять же, выросший в уголовной среде, он вобрал в себя все отрицательные качества, какие только можно было приобрести в подобном окружении. Он рос волчонком, который однажды превратился в волка, пролившего человеческую кровь. По сути, оба актера играют одно и то же. Но совершенно по-разному.
Барон. Евгений Бакалов (Юго-запад) играет надлом. Его герой немного болезненный (не в физическом плане). Бакалов играет страдание, рвущуюся наружу боль и тоску. У Александра Самойлова из МХАТа этого нет. Впрочем, его Барон тоже интересный. Он манерный, у него наигранные интонации, искусственные жесты. Барон изображает барона, каким, очевидно, был в далеком прошлом, всеми силами стараясь сохранить свой «статус».
Актер Владимира Ровинского (МХАТ) выглядит слабым, тщедушным, он как будто придавлен жизнью. Почему-то у меня сложилось впечатление, что такой актер, как Сверчков-Заволжский, мог бы играть только второстепенные, очень маленькие роли, тогда как в Актере Александра Задохина кроется сила. Один из его монологов звучит особенно пронзительно, в нем чувствуется трепет, пыл, азарт и любовь к своему делу…
Если продолжать дальше, то мы увидим различия в каждой актерской паре, но, надо сказать, что впечатляют оба спектакля. Актеры - и там, и там - абсолютно органичны. Вместе они составляют цельные постановки, одну из которых можно увидеть в театре на Юго-западе, другую - во МХАТе им. Горького.