Я три года не писала про "Доктора Кто". Но никто не мешает мне снова начать. Lots of catching up to do, but anyway. Тем более вчера ночью (English-speaking community, I love you) повод появился - новый сезон, новый 12-ый Доктор. Я смотрела все серии с 11-ым, отчасти, именно это и стало причиной первого предложения этого поста. Я не против 11-ого Доктора, он был особенным и ярким, но я против всего, что его окружало, всех ситуаций, в которые он попадал. Думаю, уже понятно, что начну я с отрицательного. Такой уж характер: мне проще "залечивать" хорошим, чем сначала им расслаблять, чтобы потом было не так больно.
Чем мне не понравился сезон 11-ого? Присутствием Стивена Моффата "у руля". Он может писать неплохие эпизоды, но только под редактурой и руководством. Без этих двух элементов "Доктор Кто" под его управлением либо пугает, либо пытается смешить, либо загадывает загадки. Причем это не милые сюрпризы, которые удивляют и вызывают восторг, а долгоиграющие постоянно-о-себе-напоминающие мистические детали, которые потом в одном эпизоде связываются и взрываются. И если у РТД тоже были фейерверки, то их было несколько и они вызывали эмоциональный всплеск, а здесь он один и вызывает скорее головную боль. Потому что ты сидишь и раскручиваешь cat's cradle, хотя даже и не собирался играть. Он слишком любит штуки со временем, а это утомляет. Да, у нас главный герой - Повелитель времени, но даже ему иногда хочется линейности. До сих пор не помню, чем закончилась вся эта канитель с трещиной в стене, астронавтом на пляже и Ривер Сонг. Сумбур as it is. Это мешает раскрывать героев, мешает создавать душевные сцены.
Именно поэтому я не прониклась. Я не поняла, насколько значимой для Доктора была Эми. Да, она была первым человеком, который встретился с новым Доктором. Но она же и Девочка-которая-ждала, даже сюда вмешался "главный" и наклеил ярлык. В итоге она сверкала только в паре моментов: в самом начале в эпизоде с космическим китом, в технолабиринте с будущей собой и в самом последнем с ней эпизоде. Потому что там она была эмоциональна, она проявляла характер, в ней было что-то. Но ее проглотила бездна, под названием: странные сценарии. Туда же, к моему сожалению, попала и Клара. Она была потрясающей как Souffle girl: бойкой, дерзкой, характерной. Но как только ее делают спутницей Доктора, она становится Impossible girl, на ней ярлык и Моффат уже расплел сети, в которых теряется характер.
Но я сейчас не об 11-ом, а о 12-ом. Начнем все с того же плохого. С реакции. Реакции спутницы. Единственный раз в новом "Докторе Кто", когда нам удалось это увидеть, это Роуз и 10-ый. Роуз была удивлена, тоже не могла сразу осознать, что только что произошло, в ее глазах можно было видеть сомнения. Но она умница, она прочувствовала нового Доктора, она увидела в новом лице знакомые черты, и она безошибочно принимает очень важное решение. Клара же ведет себя как ребенок, в ней вдруг захотели снова раскрыть бойкие и дерзкие качества. Но раскрыли скорее недоверие и отсутствие проницательности. Сценарист настолько явно хотел показать, что Клара не такая, что она просто растерялась, как любой нормальный человек. Но в том-то и дело, что спутницы Доктора. видевшие его регенерацию и прошедшие с ним другие времена и галактики, не могут воспринимать всё так буквально. Пол-Интернета затопили восторженные слезы поклонниц 11-ого Доктора в эпизоде с его звонком Кларе. Мне же он показался лишним, как мужик в норковой шубе на гавайской вечеринке. В результате она не смогла даже сама принять решение. Если бы не звонок, она по логике событий просто развернулась бы и закрыла за собой дверь. И не уверенно и смело, как это когда-то сделала Марта. Прощание 11-ого оказалось в результате моим прощанием с попыткой полюбить Клару в качестве хорошей спутницы Доктора.
Я не хочу о сюжете: он был странный. Скачкообразно абстрактный. Girl in the Fireplace был в свое время хорошим эпизодом, именно это я имела в виду, когда говорила, что Моффат может неплохо писать под правильным руководством. Но здесь отдали дань этому эпизоду в каком-то неправильном ключе, и он в итоге не стал четким и красивым.
Но я все равно продолжу смотреть 8 сезон по одной простой причине. Самой главной, если хорошо подумать, причине: Доктор. Доктор в исполнении Питера Капальди. Он хорош. Он очень хорош. Люблю, когда в актерах чувствуется класс, и это тот самый случай. Этот Доктор уже получается искренним. Удивительно, но он более искренний, чем тот же открытый и вызывающий доверие Десятый. После регенерации Десятый почти целый день провалялся в постели, чтобы потом ярким вихрем ворваться в историю и перевернуть нас, впечатлительных. Одиннадцатый, как сгусток ненаправленной энергии, пытался адаптироваться, ел рыбные палочки с заварным кремом и вел себя как большой ребенок. Двенадцатый же пытается понять. Он пытается проанализировать себя, он получился более глубоким и анализирующим, более inner-oriented. Сцена с бродягой получилась прекрасной: Доктор в викторианской белой ночной рубашке в окружении мусорных баков пытается найти сам себя. Осталось ли в нем что-то от Доктора, каким он был рожден? Отражение в грязном зеркале и неожиданно очень глубокий голос: Who frowned me this face? Он продолжает нащупывать себя в сцене с роботом (отражение в зеркальном подносе - хороший прием). Если изменить ручку от метлы, а потом еще и щетку, останется ли метла прежней?! А монолог... эмоциональный, сильный, с отголосками прошлых воплощений. Кто из них врал? На мой взгляд, все-таки Доктор. И финал - перевоплощенная ТАРДИС (темная с красноватым светом и на заднем плане книги, много книг... I like it) и перевоплощенный Доктор. После этой глупой сцены со звонком он кажется очень ранимым и безупречно понимающим ситуацию. Я думаю, это сугубо заслуга самого Питера, что обращение к Кларе прозвучало так трогательно и одновременно так по-взрослому серьезно и правильно: I'm not on the phone, I'm right here. I'm standing in front of you. Please just... just see me. Просто увидеть человека. Это больше, чем кажется. Я не хочу думать о призрачных заигрываниях с фандомом в этой финальной сцене (что-то подобное уже прошел фандом Шерлока), они там, безусловно, есть. Для меня здесь просто очень правильный и хороший Доктор.
Он одновременно более уязвимый и более сильный, он более Человек и более Повелитель времени.
Мой любимый Доктор пока еще Десятый - огненный Дэвид Теннант. Но как же хорош Двенадцатый... ммм.
PS. Чувствуется. что три года не писала) Но вдогонку... Он шотландец. За это я в сцену с бродягой просто влюбилась. Этот акцент для меня просто трава-дурман. I am Scottish, I can complain about things.