«Корпорацию Развития» попросили покинуть Северный широтный ход?

Jul 31, 2016 23:59



Закончился июль, и есть основания обратить внимание на то, как движется многострадальный проект "Северный широтный ход", который уже несколько раз громогласно начинали, но единственным значимым результатом которого стало возведение моста через реку Надым.

Каких-то новостей, касающихся реальных работ в июле 2016 года замечено не было. Зато, похоже, начинает подтверждаться предположение, высказанное ещё в конце марта. Стоит напомнить, что на основании информационной войны вокруг гендиректора "Корпорации развития" С.В. Маслова было высказано предположение о смене генподрядчика и исключении "Корпорации развития" из проекта. Это предположение получило косвенное подтверждение в словах губернатора ЯНАО Д.Н. Кобылкина о том, что железные дороги должны-де принадлежать государству, читай, "РЖД".

Заголовок поста адресует к аналогично озаглавленной статье интернет-издания "URA.Ru" от 7 июля 2016 года. Подзаголовок: "Вокруг дорогого проекта началась война. Младшие партнеры больше не нужны". Странно, что журналисты издания заметили это только сейчас. Скорее всего, данный факт означает, что без публичной огласки ведущейся войны нет шансов на её выигрыш. Скорее всего, проигрывающей в настоящее время стороной оказывается "Корпорация развития" и курирующие её структуры, предположительно, как минимум, уральское полпредство. Можно также предположить, что предыдущее привлечение к отражению атаки на С.Н. Маслова всех ведущих СМИ УрФО позволило минимум на полгода затянуть вопрос о выводе "Корпорации развития" из проекта.

Журналисты пишут:

"СШХ - крупнейшее на территории УрФО магистральное строительство вдоль так называемой «мертвой дороги» (по трассе Трансполярной магистрали), о котором было объявлено в «нулевые». Под эгидой уральского полпредства была создана «Корпорация развития», акционерами которой стали регионы «тюменской матрешки». Компания в свою очередь создала оператора проекта - ОАО «Ямальская железнодорожная компания» (ЯЖДК), где «КР» контролирует 55% капитала, а РЖД является миноритарным акционером.

Сейчас такое соотношение в проекте, оценочная стоимость которого составляет 290 млрд рублей, РЖД устраивать перестало.

«Речь идет о стройке на десятилетия, и посредники там не нужны. Когда стало понятно, что можно рассчитывать на средства Фонда национального благосостояния, стало понятно, что РЖД сможет выступить основным интересантом», - объясняет причины происходящего источник агентства, знакомый с ходом переговоров".

Предметом торга сейчас выступает проектная документация по СШХ:

"Источники агентства рассказывают, что гендиректор «Корпорации развития» Сергей Маслов пытается блокировать инициативу РЖД. Один из инструментов - завышение стоимости проектной документации по СШХ. За ее разработку «КР» заплатила около 6 млрд рублей, а госмонополии готовы отдать документы не менее чем за 20 млрд рублей, говорит собеседник агентства. Сам г-н Маслов говорит, что «более дорогая продажа» не обсуждается вообще.

«В РЖД, как нормальные бизнесмены, хотят все получить бесплатно. Я не пытаюсь ничего продать. Ни дорого, ни дешево. Я могу по распоряжению акционеров нанять оценщика, провести сертифицированную оценку и только тогда продать. Акционеры меня назначили на должность руководителя компании для того, чтобы я защищал их интересы. Если я что-то продам дешевле, то я могу нанести финансовый ущерб компании. У меня есть веский аргумент. И проблема не в том, что я упираюсь или у меня плохой характер. Я живу по закону РФ и его нарушать не собираюсь», - заявил он «URA.Ru»".

Какие же компромиссные варианты возможны?

"Маслов говорит, что корпорация хотела бы сохранить контрольный пакет посредством дополнительных денежных вкладов в капитал ОАО «ЯЖДК», которые будут направлены на исполнение ее инвестпрограммы. РЖД при этом отводится роль управляющего партнера, контролирующего бюджет и регламенты ЯЖДК. Однако переговорщики не могут выйти на компромисс.

До настоящего времени не согласована финансовая и организационно-правовая модель проекта создания СШХ, отсутствует понимание, кто и в каком размере осуществляет финансирование проекта «Северный широтный ход», что делает невозможным подписание соглашения о его реализации.

В случае, если из железнодорожного проекта будет выведена «Корпорация развития», регионы УрФО должны будут принимать кардинальные решения о ее судьбе".

Что же это всё означало и означает для проекта? Как можно наблюдать, ничего хорошего. Скорее всего, к фактической остановке реализации проекта привело не только отсутствие выделенных средств на строительство моста через Обь, как об этом постоянно утверждал Д.Н. Кобылкин. Возможно, одной из главных причин оказался проснувшийся интерес РЖД к проекту, а точнее, как и пишут журналисты, к деньгам, выделяемым по данному проекту.

Так, к примеру, никто не мешал продолжению стройки железнодорожной части моста через Надым, но разразившийся коллапс цен на нефтяном рынке дал прекрасный повод оттянуть выплату части взноса в уставный капитал "Корпорации развития" более чем на полгода, до начала июля. То есть, реализация проекта, скорее всего, могла быть продолжена по намеченному плану, и возможно, жители Надыма уже вскоре могли бы иметь возможность садиться на поезда в различные точки страны.

Однако кардинальный пересмотр проекта, смена генподрядчика, продолжающиеся споры полностью блокировали возможность физической реализации проекта в 2016 году. Как сообщил в середине месяца вице-президент РЖД А. Мишарин, РЖД ожидает завершение подготовки финансовой модели по проекту «Северный широтный ход» к концу 2016 года. А это значит, что и в первой половине 2017 года ситуация с смёртвой точки, скорее всего, не сдвинется.

Таким образом, перед нами прекрасный пример того, насколько нынешняя управленческая элита заинтересована в "бабках" в прямой ущерб непосредственного созидания. Вывод неудивителен, не нов и крайне банален. Но больно смотреть на всё это, понимая, насколько большое подспорье представляет "Северный широтный ход" в геополитическом, военно-стратегическом, экономическом и социально-политическом значении...

Маслов, Ямальская железнодорожная компания, Мишарин, РЖД, Северный широтный ход, мост через Надым, Корпорация Развития, Кобылкин, ЯНАО, мост через Обь в Салехарде, СШХ

Previous post Next post
Up