Фрагменты из книги "Золотая книга. Первая по своей оригинальности школа кройки и шитья". З. Левитанус, изд. 1926 года.
Советы для приобретения вкуса.
В уменьи одеваться главную роль безусловно играет врожденный вкус, который бывает развит у различных типов не в одинаковой форме. Последнему очень много может помочь эстетика, в особенности часть, относящаяся к живописи. В этой отрасли хотя и не малую роль играет скульптура, но она нам дает лишь образцы, а живопись учит гармонии цветов.
Статуи и картины, окружающие нас, имеют такое же значение в развитии вкуса женщины как изящная обстановка дома. В пример мы можем взять наших древних греков; у греческой женщины вы могли найти много изящества и красоты в окружающей ее обстановке. Способствовало этому то, что у древних греков все, от начала мизерной вещицы до изображения богов, было необыкновенно украшено и носило отпечаток богатства и изящества. Мы применили до сих пор две стороны искусства, играющие значительную роль в развитии вкуса. Не должны мы также забыть, что и не малую роль составляют в этой отрасли чтение. Иногда читая мы можем встретить готовый рисунок платья, которого мы не можем найти даже в специальной книге для этого. Наконец обширным источником готовых рисунков и мод мы можем применить журналы. Анализируя их мы можем без всякого труда оценить избранную нами модель.
Различные материи и соответственное их употребление для женских нарядов.
Красота платья определяется не только изящным подбором цветов, но и качеством материала, из которого оно сделано. Каждая материя имеет свое особенное свойство, зависящее от ее составных частей. Так, например, бархат бывает красив в полных складках. Атлас имеет более яркий блеск, так что к нему можно подбирать яркие цвета, ибо он сам кажется в каких-то складках. Наиболее красивым становится атлас в соединении с бархатом, в виду того, что последний более матовый и в соединении с ним он теряет свой яркий оттенок.
К светлым платьям требуется отделка потемнее, а к темным, наоборот, посветлее. Головной убор также играет значительную роль в наряде. Так, например, если к голубому платью оденете розовую шляпу, то гармония нарушилась бы и весь наряд утратил бы свое изящество. Совсем другое получится, если вы оденете голубую шляпу к голубому платью, тогда весь наряд будет изящен, так как в этом случае он будет представлять одно эстетическое целое. Вообще общее впечатление, производимое нарядом, зависит от подбора цветов, коих бывают две системы, одна зависит от сходства, а другая от контраста. О сходстве цветов мы можем рассказать только то, что подбираются родственные или подходящие оттенки, в случае, если хотят придать наряду скромный вид, особенных распространений о нм не требуется дать. Что касается контраста, мы можем сказать, что неуместное употребление красок нарушают изящество и эстетику и способствует обезображению наряда. Вообще , мы должны знать, что значение эстетического контраста зависит от взаимного соотношения и внутреннего качества цветов. Приступим к разбору двух названных нами элементов.
1) Внутренним качеством цветов объясняется их символическое значение. Так, например, белый означает чистоту, черный - печаль, зеленый - надежду, желтый - изменчивость, голубой - верность. Символическое значение их не играет важную роль. При выборе главным образом обращают внимание на степень их холода или теплоты. Пи том мы должны заметить то внутреннее качество известного цвета, определяется тем впечатлением, которое оно на нас производит. Так, например, белый цвет порождает ощущение радости, желтый оставляет ощущение теплоты, но не в такой степени как красный, который, так сказать, горяч.
При взаимном отношении контрастов требуется, прежде всего, обратить внимание на то, чтобы каждый цвет выделялся, но не чтобы не сливались друг с другом. Указанием здесь может служить свойство основных цветов, состоящее в том, что эти цвета дают отблеск, так например: желтый цвет отражает при всматривании в фиолетовую тень. На зеленом лиственном цвете черный цвет выступает хорошо, так как он, отливаясь желтым, бросает не красный отблеск, а переходящий в фиолетовый и т.д.