Год тому назад я
уже писал о защите животных от сексуального насилия в войске Запорожском в XVIII веке. Тогда я предпогалал, что уплата штрафа и конфискация животного были вполне достаточной и законной мерой наказания для насильника. Однако теперь, после прочтения монографии М.Е. Слабченко "Опыты по истории права Малороссии XVII и XVIII в.в." (Одесса, 1911), мне стало ясно, что я был не прав.
Выяснилось, что по законам того времени за совокупление с животным полагалась смертная казнь через сожжение. Таким же образом карались гомосексуалисты и адепты анального секса. Вот как излагается это законоположение в "Правах, по которым судится малороссийский народ":
"Буде би кто, забив страх Божий з скотом или другою безсловесною тварию, или муж с мужем, чрезестественно совокуплялся, таковых за подлинным доказателством смертью казнить, огнем сжечь без всякого помилования, да таковой же казни подлежат имеет и тот муж, которий би с женою своею или чужою чрезестественным образом плотски смешался"
(Глава XXIII. О казни и наказании прелюбодеев, блудников, насилников жен и девиц, також мужеложников и скотоложников. Артикул 9. О казни противо естественно блудящих).
К сожалению, М.Е. Слабченко не приводит примеров применения этой статьи в отношении гомосексуалистов и приверженцев анального секса, поэтому нельзя сказать, насколько распространёнными явлениями того времени были и те, и другие. Однако им приведены 3 примера применения этого закона в отношении зоофилов.
Без указания года. Прилуцкому полковому суду донесли о "шкаредном учинку содомского греха блудодеяния з овцею творящого Грицка, наймита Герасима Гриценка, жителя судувного". Грицко "по обычаю полка" был приговорён к сожжению (С. 95).
1704 год. Зоофилы Терещенко и Коваленко выведены из военного стана "против Фастова", покараны лёгким избиением и выговором ("словесною мовою"), с Василия Ширяева взят штраф ("значная вина"), последний заявил, что "до шкапи [кобылы] не привинен [будет] аж до смерти живота... жадною мерою" (С. 95).
21 апреля 1704 года. Прилуцкий полковой суд по молодости лет освобождает от смертной казни Данилу Гуженко, осуждённого "за содомський грех с коровою" - вместо этого его избили "до полумертвия киями [палками]" (С. 79).
Если прибавить к этим примерам случай, приведённый в монографии В.А. Мякотина, складывается следующая картина. Хотя закон предусматривал смертную казнь без каких-либо оговорок, применение его было чрезвычайно вольным: зоофила могли и сжечь, и побить до полусмерти, и немного побить, и просто оштрафовать. Вероятно, всё зависило от судьи, обвиняемого, отношения к нему общины, его финансовых возможностей и т.п.