Дерри или Лондондерри. Город дремлющей ненависти.

Oct 14, 2012 11:12

I can't believe the news today
Oh, I can't close my eyes
And make it go away
                U-2 „Sunday, Bloody Sunday“


Во время поездки по Северной Ирландии я сознательно заехал в город Дерри. Одной из любимых песен моей юности была знаменитая „Sunday, bloody Sunday“ группы U-2. В этой песне поётся о кровавом конфликте, который произошёл именно в Дерри 40 лет назад. Я приехал в этот город, чтобы воочию увидеть памятные места, всколыхнувшие в своё время весь мир, но в итоге увидел удивительный город, застрявший где-то на разломе двух разных эпох и всё ещё балансирующий между праведным миром и вековой ненавистью.

2.

Конфликт был заложен уже в самом названии города, когда новые английские поселенцы прилепили к старинному названию Дерри слово Лондон. Жить в Лондондерри ни на каких условиях не соглашалось местное католическое большинство. И даже сама городская планировка здесь никак не способствовала миру и спокойствию. Ведь английских протестантов здесь всегда было меньшенство.
3.

Если в Белфасте, как я уже писал ранее, компактные места проживаний католиков и протестантов хаотично разбросаны по всей территории города почти без какой-либо логики или системы, то в Дерри ситуация сильно отличается. Английские поселенцы, словно подчёркивая своё превосходство, начали селиться на большой скальной возвышенности, оттеснив местное католическое большинство к его подножью.
4.

Со временем это плато приобрело вид крепости, со стен которого верные подданые королевы под прицелом многочисленных пушек могли спокойно взирать на бедные кварталы неблагонадёжной ирландской черни.
5.

Здесь, наверху, новые поселенцы отстроили и все главные  здания города - большой протестанский собор, суд, тюрьму, биржу и коллегию.
6.

По некоторым сведениям именно в Лондондерри началось открытое противостояние протестантов и католиков. В далёком 1688 году город выдержал 105-дневную осаду католического войска ирландцев, начав тем самым историю вражды двух религиозных конфессий Ирландии.
7.

С тех пор немногое изменилось. Граница проживания протестантов и католиков осталось прежней, что вряд ли способствует мирному сосуществованию. Правда, историческое название Дерри местным националистам удалось таки отстоять. Но до этого именно в Лондондерри произошло то самое „Кровавое Воскресение“.
8.

Можно считать, что именно 30 января 1972 года, и именно в Дерри вековое противостояние ирландских националистов и военных Великобритании достигло своего апогея. В этот день мирная демонстрация за гражданские права была расстреляна британскими десантниками. Погибло 13 человек, причём в большинстве своём это были несовершеннолетние подростки. Многие из них были убиты выстрелами в спину.
9.

Подобные демострации происходили по всей Северной Ирландии и раньше. И также раньше неоднократно гибли мирные жители. Но весь мир всколыхнуло даже не количество жертв, а отказ британского правительнства признать свою вину.
10.

Следствие длилось почти 40 лет и лишь в 2010 году британский премьер Дэвид Камерон извинился перед всеми жителями Ирландии за эту бойню, поставив точку в одном из самых длинных и дорогих расследований в истории Великобритании.
11.

Естественно, все эти события отложили свой отпечаток на облике города.  Гуляя по верхней части города  и рассматривая отсюда городские пейзажи окрестностей Дерри, можно заметить в нижней части города огромное количество знаменитых мюраллов - городских граффити на политические темы.
12.

Все они нарисованны на стенах домов так, чтобы их хорошо видели жители верней части Дерри. Это арт-движение, как одно из средств самовыражения местных националистов, началось именно после событий “Кровавого Воскресения”. 
13.

Наиболее известны белфастские мюраллы, ставшие уже своего рода  городской достопримечательностью. В столице Северной Ирландии уже давно пользуются бешенной популярностью среди туристов автобусные туры по этим городским граффити, разбросанным по всему городу. Их яркие цвета хорошо гармонируют с довольно серыми северными пейзажами Белфаста.
14.

В Дерри ситуация несколько иная. До сих пор местные мюраллы являются наглядными политическими агитками. Причём их тематика давно вышла за пределы внутринационального конфликта в Северной Ирландии. Здесь можно увидеть граффити и в поддержу незамисимости Палестины, и антивоенные рисунки, да и просто рекламу местного паба.
15.

Конечно, после прогулки по верхнему городу мы спустились и в католические кварталы. Там я на несколько минут остановился у небольшого скромного мемориала на месте гибели участников памятной демонстрации.
16.

Отсюда, взглянув вверх, я увидел на каменных стенах верхнего города чёткую надпись „Нет пыткам в тюрьме Магхаберри!”.
17.

В наши дни, наверное, этот лозунг для Дерри служит лишь напоминанием, о том какой ценой было заплаченно за то хрупкое равновесие мира, которого удалось достигнуть в этом одном из красивейших городов Ирландии.
18.

Сюда стоит приехать чтобы прогуляться по стенам старинной крепости, до сих пор охраняемой десятками старинных пушек.  Каждые ворота в эту часть города имеют своё название и свою историю. Стоит  пройтись и по нижнему городу, прогуляться вдоль набережной реки Фойл.
19.

Стоит посмотреть местные мюраллы и зайти в традиционный ирландский паб.  Здесь пока нет места туристической вычурности. Дерри - живой город и, как многие  города мира, наполнен тенями мрачного прошлого и  зыбкого настоящего...

20.

Великобритания, история, Северная Ирландия

Previous post Next post
Up