Дом авиаконструктора Игоря Сикорского или самый большой позор Киева.

Sep 08, 2019 09:00



Есть имена людей, которые вдохновляют на свершения. Эти имена обычно хорошо известны, практически они - мировые бренды. Именно поэтому под этими именами теперь создаются популярные музеи, известные фестивали и различные мероприятия, собирающие массу людей и денег. За примерами далеко ходить не надо - Леонардо да Винчи, Пётр Чайковский, Михаил Калашников и так далее.

В длинном списке этих знаменитостей далеко не на последнем месте стоит и Игорь Сикорский, большинству из нас известный, как изобретатель вертолётов. История этого человека очень замечательна и могла бы стать примером для многих. Он был уроженцем Киева и его становление, как авиаконструктора, пришлось именно на этот город.

Удивительно, но при этом в столице Украины упоминаний о Сикорском можно найти совсем немного. Нет здесь пока посвящённого этой легендарной личности музея, есть лишь пара памятников к у Политехнического университета и возле аэропорта Жуляны, поставленного буквально на днях по инициативе мэра Киева Кличко. При этом в городе сохранилось здание, где Сикорский жил долгое время и здесь даже была одна из первых его мастерских.

Благодаря удобному рейсу airBaltic Рига-Киев, я оказался недавно в столице Украины и совершенно случайно снял апартаменты, как раз напротив этого знаменитого дома. Его нынешнее состояние удручает, и всё же осмотреть это место и вспомнить историю великого авиаконструктора было очень интересно.



2.

Трехэтажная заброшка со 120-летней историей находится в одном из дворов центральной киевской улицы Ярославов Вал. По соседству здесь можно найти кучу посольств и дорогих гостиниц. Лишь родному дому Сикоркого с хозяевами как-то не везло последние годы. Обрушенные перекрытия, обгорелые стены и пустые глазницы окон - до такого состояния знаменитое здание довели всего за последние пару десятков лет.



3.

Во дворе полно мусора, а из зияющих дыр подвала невыносимо воняет. Даже вместо мемориальной доски, на одной из стен висит самоделка, напоминающая, что в этом доме жил и работал легендарный авиатор. На данный момент это здание можно смело назвать самым большим позором киевских городских властей.



4.

И всё же это строение пока ещё хранит в себе свою интереснейшею историю. На фасаде можно хорошо различить год его строительства - 1903. Перенесёмся на миг через столетие назад.



5.

Здание было построено по заказу отца великого авиаконструктора, не менее знаменитого в своё время психиатра Ивана Сикорского. Выходец из семьи простого крестьянского священника он прошёл потрясающую карьеру от ограниченного в средствах семинариста до одного из мировых авторитетов по психологии. Одной из успешных сфер его деятельности было лечение детских психических заболеваний.



6.

Новый дом как раз и был построен не только для жизни семьи Сикорских, но и как детская лечебница. Сами Сикорские жили в 7 комнатах на первом этаже, а палаты, процедурные и приемные кабинеты размещались на двух других. Игорь Сикорский был самым младшим из пяти детей в семье. Ему всегда позволяли немного больше, чем другим детям.



7.

Героями его детства были персонажи романов Жюля Верна, а мечта о покорении воздуха родилась после рассказов его матери о Леонардо да Винчи.



8.

В дом на Ярославом Валу будущий авиатор вернулся после учёбы в Морском кадетском корпусе из Санкт-Петербурга. Двадцатилетний юноша не смог найти своё призвание в военной службе и решил посвятить себя технике. В Киеве он поступает в престижный Политехнический институт и полностью уходит в изобретательство.



9.

В доме на Ярославом Вале в те времена творились чудные вещи. Игорь Сикорский поражал домочадцев и соседей своими необычными затеями. В нынче замусоренном дворе он когда-то продемонстрировал действующий паровой мотоцикл, а в садовом домике мастерил первые прообразы будущих вертолётов.



10.

На то время это дело было неблагодарным и более того, очень затратным. Трудно поверить, но тогда в только зарождающейся авиации не видели большой перспективы. Но в своей семье Игорь всегда находил поддержку и именно благодаря деньгам отца мог регулярно ездить на дополнительную учёбу во Францию. Там же он приобрёл первые двигатели для осуществления своих идей в авиации и не только. Во дворе отцовского дома ему получилось сконструировать настоящие аэросани, на которых возили всех желающих по заснеженным улицам Киева.



11.

После первых не очень удачных экспериментов с вертолётами Сикорский постепенно переключился на создание более перспективных к тому времени самолётов. То тоже было дорогим удовольствием и в далеко не бедной семье отцу Ивану Сикорскому пришлось брать дополнительные подработки, чтобы помочь младшему сыну осуществить задуманное.



12.

Путь этот был долгим и совсем непростым, но, в итоге, молодого человека заметили и позвали на работу авиаконструктора в компанию „Руссо-Балт“. Игорь Сикорский переехал в Санкт-Петербург и сделал за несколько лет там ошеломляющую карьеру, став ведущим авиаконструктором России.



13.

В те времена он не раз возвращался в Киев к отцу и любимым сёстрам. После революции убеждённому монархисту и искренне верующему Сикорскому пришлось навсегда бежать из России сначала во Францию, затем в США. После долгих мытарств Игорь Сикорский сумел в Америке продолжить строить сначала самолёты, а затем и вертолёты. Именно там его имя стало известным всему миру.



14.

В киевском доме же история Сикорских закончилась сразу после смерти отца в 1919 году. Сестры Игоря со временем смогли со своими семьями также эмигрировать в США. Дом перешёл во владение государством, а точнее было передано военному ведомству. В годы СССР здесь размещалась гостиница минобороны „Красная Звезда”.



15.

Удивительно, но и по сей день это строение находится на счету украинского министерства обороны. 20 лет назад его попытались было передать в аренду некоему ушлому бизнесмену. Проект с треском провалился, здание забрали назад, а затем начались суды и апелляции. Дом Сикорского и по сей день стоит заброшенный и неухоженный.



16.

Тем не менее он, как и история самого Сикорского, по-своему блистателен и сильно выделяется на фоне окрестных безликих, но супер дорогих высоток.

Хочется верить, что скоро всё же здесь появится потрясающий музей, которому будет что рассказать и показать новым поколениям, давно уже не считающих авиацию чем-то сверх естественным. Надо лишь только ещё немного подождать...



17.

P.S. Подписывайтесь на мою страницу в Фейсбуке, в ВКОНТАКТЕ, в Яндекс Дзене, а также в Инстаграме. Смотрите все прибалтийские новости в ТревелБлоге. Cледите за моими путешествиями по Прибалтике и во всем мире! Заходите, подписывайтесь, читайте, комментируйте.

Украина, заброшки мира, необычные места, Киев

Previous post Next post
Up