Есть имена людей, которые вдохновляют на свершения. Эти имена обычно хорошо известны, практически они - мировые бренды. Именно поэтому под этими именами теперь создаются популярные музеи, известные фестивали и различные мероприятия, собирающие массу людей и денег. За примерами далеко ходить не надо - Леонардо да Винчи, Пётр Чайковский, Михаил Калашников и так далее.
В длинном списке этих знаменитостей далеко не на последнем месте стоит и Игорь Сикорский, большинству из нас известный, как изобретатель вертолётов. История этого человека очень замечательна и могла бы стать примером для многих. Он был уроженцем Киева и его становление, как авиаконструктора, пришлось именно на этот город.
Удивительно, но при этом в столице Украины упоминаний о Сикорском можно найти совсем немного. Нет здесь пока посвящённого этой легендарной личности музея, есть лишь пара памятников к у Политехнического университета и возле аэропорта Жуляны, поставленного буквально на днях по инициативе мэра Киева Кличко. При этом в городе сохранилось здание, где Сикорский жил долгое время и здесь даже была одна из первых его мастерских.
Благодаря удобному рейсу
airBaltic Рига-Киев, я оказался недавно в столице Украины и совершенно случайно снял апартаменты, как раз напротив этого знаменитого дома. Его нынешнее состояние удручает, и всё же осмотреть это место и вспомнить историю великого авиаконструктора было очень интересно.
2.
Трехэтажная заброшка со 120-летней историей находится в одном из дворов центральной киевской улицы Ярославов Вал. По соседству здесь можно найти кучу посольств и дорогих гостиниц. Лишь родному дому Сикоркого с хозяевами как-то не везло последние годы. Обрушенные перекрытия, обгорелые стены и пустые глазницы окон - до такого состояния знаменитое здание довели всего за последние пару десятков лет.
3.
Во дворе полно мусора, а из зияющих дыр подвала невыносимо воняет. Даже вместо мемориальной доски, на одной из стен висит самоделка, напоминающая, что в этом доме жил и работал легендарный авиатор. На данный момент это здание можно смело назвать самым большим позором киевских городских властей.
4.
И всё же это строение пока ещё хранит в себе свою интереснейшею историю. На фасаде можно хорошо различить год его строительства - 1903. Перенесёмся на миг через столетие назад.
5.
Здание было построено по заказу отца великого авиаконструктора, не менее знаменитого в своё время психиатра Ивана Сикорского. Выходец из семьи простого крестьянского священника он прошёл потрясающую карьеру от ограниченного в средствах семинариста до одного из мировых авторитетов по психологии. Одной из успешных сфер его деятельности было лечение детских психических заболеваний.
6.
Новый дом как раз и был построен не только для жизни семьи Сикорских, но и как детская лечебница. Сами Сикорские жили в 7 комнатах на первом этаже, а палаты, процедурные и приемные кабинеты размещались на двух других. Игорь Сикорский был самым младшим из пяти детей в семье. Ему всегда позволяли немного больше, чем другим детям.
7.
Героями его детства были персонажи романов Жюля Верна, а мечта о покорении воздуха родилась после рассказов его матери о Леонардо да Винчи.
8.
В дом на Ярославом Валу будущий авиатор вернулся после учёбы в Морском кадетском корпусе из Санкт-Петербурга. Двадцатилетний юноша не смог найти своё призвание в военной службе и решил посвятить себя технике. В Киеве он поступает в престижный Политехнический институт и полностью уходит в изобретательство.
9.
В доме на Ярославом Вале в те времена творились чудные вещи. Игорь Сикорский поражал домочадцев и соседей своими необычными затеями. В нынче замусоренном дворе он когда-то продемонстрировал действующий паровой мотоцикл, а в садовом домике мастерил первые прообразы будущих вертолётов.
10.
На то время это дело было неблагодарным и более того, очень затратным. Трудно поверить, но тогда в только зарождающейся авиации не видели большой перспективы. Но в своей семье Игорь всегда находил поддержку и именно благодаря деньгам отца мог регулярно ездить на дополнительную учёбу во Францию. Там же он приобрёл первые двигатели для осуществления своих идей в авиации и не только. Во дворе отцовского дома ему получилось сконструировать настоящие аэросани, на которых возили всех желающих по заснеженным улицам Киева.
11.
После первых не очень удачных экспериментов с вертолётами Сикорский постепенно переключился на создание более перспективных к тому времени самолётов. То тоже было дорогим удовольствием и в далеко не бедной семье отцу Ивану Сикорскому пришлось брать дополнительные подработки, чтобы помочь младшему сыну осуществить задуманное.
12.
Путь этот был долгим и совсем непростым, но, в итоге, молодого человека заметили и позвали на работу авиаконструктора в компанию „Руссо-Балт“. Игорь Сикорский переехал в Санкт-Петербург и сделал за несколько лет там ошеломляющую карьеру, став ведущим авиаконструктором России.
13.
В те времена он не раз возвращался в Киев к отцу и любимым сёстрам. После революции убеждённому монархисту и искренне верующему Сикорскому пришлось навсегда бежать из России сначала во Францию, затем в США. После долгих мытарств Игорь Сикорский сумел в Америке продолжить строить сначала самолёты, а затем и вертолёты. Именно там его имя стало известным всему миру.
14.
В киевском доме же история Сикорских закончилась сразу после смерти отца в 1919 году. Сестры Игоря со временем смогли со своими семьями также эмигрировать в США. Дом перешёл во владение государством, а точнее было передано военному ведомству. В годы СССР здесь размещалась гостиница минобороны „Красная Звезда”.
15.
Удивительно, но и по сей день это строение находится на счету украинского министерства обороны. 20 лет назад его попытались было передать в аренду некоему ушлому бизнесмену. Проект с треском провалился, здание забрали назад, а затем начались суды и апелляции. Дом Сикорского и по сей день стоит заброшенный и неухоженный.
16.
Тем не менее он, как и история самого Сикорского, по-своему блистателен и сильно выделяется на фоне окрестных безликих, но супер дорогих высоток.
Хочется верить, что скоро всё же здесь появится потрясающий музей, которому будет что рассказать и показать новым поколениям, давно уже не считающих авиацию чем-то сверх естественным. Надо лишь только ещё немного подождать...
17.
P.S. Подписывайтесь на мою страницу
в Фейсбуке, в
ВКОНТАКТЕ, в
Яндекс Дзене, а также в
Инстаграме. Смотрите все прибалтийские новости в
ТревелБлоге. Cледите за моими путешествиями по Прибалтике и во всем мире! Заходите, подписывайтесь, читайте, комментируйте.