Пожалуй, самая недооценённая в плане путешествий страна Европы - это всё же Румыния! Большинство пытаются транзитом поскорей проскочить её по пути с востока на запад или с севера на юг. Но обычно пересечение этой страны затягивается из-за узких горных дорог и кошмарного трафика. Из-за этого и вспомнить о Румынии обычно бывает нечего за не частыми исключениями.
Я лично для себя эту страну открыл лишь в феврале этого года. Всей семьёй мы сюда приехали целенаправленно, но не полазить по горам, не посмотреть на местные замки, не побродить по бухарестским улочкам и даже не посетить чёрноморское побережье. Волей судьбы и чудесной цены на билеты от Виззайр мы очутились в местной глухомани, расположенной у стыка границ между Сербией, Венгрией и собственно самой Румынией. Скажем так, места не самые дико популярные у туристов! Но тем интереснее стала это поездка, открывшая нам эту страну немного иначе.
Серию румынских рассказов мне хочется открыть Арадом (Arad)- удивительным городом, который ещё сто лет назад мог соперничать по уровню жизни и промышленному росту с Будапештом или даже Веной. Но чуда не случилось, теперь это малоизвестная румынская дыра с загибающейся экономикой, стремительно сокращающимся населением и без особых перспектив на будущее.
Эх, а ведь могло быть совсем иначе! Взгляните сами!
2.
Наше путешествие в Румынии началось и закончилось городом Тимишоарой. Любопытное место, о котором я ещё обязательно расскажу. Арад же находится в 50 километрах от этого города. Всего полчаса езды на прокатном автомобиле!
3.
Некогда эти города конкурировали между собой, но теперь Арад безнадёжно отстал от своего соседа и по количеству туристов, и по уровню экономики. Но при этом здесь сохранилось множество интереснейших свидетельств недавнего бурного развития и расцвета.
4.
Одной из обязательных целей в этой поездке была попытка увидеть местную крепость. Это огромное строение в виде правильной многоконечной звезды было построено австрияками около 250 лет назад. Её возводили по типовым проектам того времени, разработанными легендарным французским инженером месье Себастьяном Ле Прерт де Вобаном.
5.
Все шедевры фортификационного искусства позапрошлого столетия так или иначе связаны с этим именем. Мне довелось увидеть его оригинальные творения во Франции и
рассказать уже как-то об этом.
6.
Крепость в Араде строилась на месте более ранних укреплений. В этих краях много столетий проходила граница, если можно так сказать, между цивилизованным западом и диким востоком.
7.
Сначала укрепление в этом месте было построено венграми после нашествия татаро-монгол около восьми столетий назад. Затем уже Османская империя где-то здесь остановила своё стремительное поглощение территорий Европы и закрепилась с помощью обновлённой крепости. Ну, а чуть более 300 лет назад австрийские Габсбурги воцарились на этих землях.
Постройка мощной крепости дала толчок к развитию города. Арад из тихой приграничной провинции в короткое время превратился в крупнейший экономический и культурный центр всего региона. Не знаю случайно ли, но именно в это же время в городе стала расти и еврейская община. Также случайностью можно считать и то, что с её исчезновением в городе начались экономические проблемы. Но это случилось намного позже...
8.
За последующие сто лет город преобразился. Роскошные здания, особняки, банки, театры, учебные заведения и даже собственная консерватория - все элементы крупного мегаполиса здесь были в наличии. С концертами сюда заглядывали такие гранды, как Ференц Лист и Иоганн Штраус.
9.
Затем в 1848-1849 году случилась Венгерская революция и Арад был взят штурмом, став на время важным центром повстанцев. О той революции у нас мало что известно. А ведь Россия приняла активное участие в подавлении национального восстания, по сути спасла Австрийскую империю и лично Габсбургов от поражения.
В арадской крепости были казнены 13 венгерских руководителей восстания, сдавшихся русскому военному корпусу под руководством фельдмаршала Праскевича. Говорят, русский император, провожая своего любимца в этот поход, сказал: “Не щади каналий!”. Руководителям повстанцев не повезло и они вошли в историю, как „арадские мученики”.
10.
Спустя чуть более ста лет, в Венгрии случились схожие события и уже советские войска разгромили новое восстание 1956 года, расстреляв большую часть её руководителей. Воистину, история склонна повторяться!
Но вернёмся к Араду. Росту города революция не помешала. Вскоре через Арад была проложена железная дорога и сюда хлынул крупный капитал.
11.
Было открыто огромное количество крупных и мелких предприятий, среди которых особенно выделился первый автомобильный завод MARTA и вагоностроительное предприятие ASTRA. Да, именно в Араде были выпущены первые румынские автомобили, создававшиеся по лицензии от американской компании Westinghouse (её основатель был тот самый Джордж Вестингауз, который в противовес Эдисону поддерживал Николу Теслу).
12.
Всего было до 1914 года было выпущено немногим более 150 автомобилей, среди которых особой популярностью пользовалась модель городского маршрутного такси.
13.
После Первой Мировой войны завод слился с австрийским Даймлером и свернул своё производство в Араде. А вот с вагоностроением всё сложилось намного удачней. Вагоны фирмой ASTRA до сих пор выпускаются в этом городе и пользуются популярностью в Румынии.
14.
Именно экономический расцвет подарил Араду множество архитектурных шедевров, которые создали незабываемый облик города. Собственно ради них мы и приехали в Арад.
15.
На въезде в город я не мог не остановится у чудесного металлического моста. Не могу устоять при виде этих чудесных творений прошлого, да ещё в таком идеальном состоянии!
16.
Далее мы припарковались в самом центре города, ради нескольких часов пешей прогулки. Кстати, здесь мне никак не получалось оплатить парковку. Какой-то молодой парень заметил мои мучения и заплатил за стоянку со своего телефона. Причём сделал это он совершенно безвозмездно. Мир не без добрых людей и в глуши Румынии!
17.
Наша прогулка началась у величественного костёла Св. Антония Падуанского. Мощное здание в неоклассическом стиле было построено в начале прошлого века.
18.
Заглянули сквозь решётку во внутрь. Монументально здесь не только внешне, но и внутри!
19.
В это же время по соседству возвели ещё множество красивейших зданий. И все они неплохо сохранились до наших дней.
20.
Арад - это настоящее царство модерна и эклектики! Здесь можно долго ходить с задранными головами, всматриваясь в богатые архитектурные украшения и детали зданий.
21.
А ещё обязательно стоит заходить во дворики и при возможности заглядывать в местные подъезды.
22.
Там можно найти много интересного! Этим всем, собственно, мы и занимались!
23.
Взгляните, например, на здание администрации города. Эклектика здесь зашкаливает все разумные размеры! Этот стиль называют (вслушайтесь внимательно!) фламандским неоромантизмом с влиянием поздних средневековых ратуш. Наверху 54-метровой башни по центру строения расположены швейцарские часы, играющие в определённые часы бетховеновскую „Оду к радости”.
24.
А это просто водонапорная башня, больше похожая на средневековый рыцарский замок.
25.
Эх, глядя на всё это великолепие, невольно задумываешься, а как бы выглядели наши города, если бы не две мировые войны со всеми революциями, разделами территорий и диктаторами в придачу? Может тогда у каждого из нас вход в дом был бы примерно таким?
26.
Что радует, современный Арад не перегружен рекламой, а даже та, что есть, вполне себе гармонирует с былым величием этого города.
27.
Советский период не сильно испортил центр города. Строили тогда в основном на некотором расстоянии от центра. Причём пытались и сохранившиеся старые здания вписать в общий стиль.
28.
Вот так выглядит бывшее здание городского казино, ставшего позже частью гостиничного комплекса. Теперь это великолепие заброшено и потихоньку разваливается.
29.
И да, в главном румынском городе вагонов, конечно же, есть трамвай! Жаль лишь, что мы не прокатились на нём.
30.
Посмотрим и на простых арадцев. Чем-то они вполне похожи на нас. Одеты чаще всего в тёмные тона, лица озабочены, не особо приветливы. Туристам здесь не особо рады, ибо даже не знают, какая от них может быть польза.
31.
Зато базар в Араде настоящий, без сувениров и наценок!
32.
И продают тут самое необходимое, без особых излишеств.
33.
Есть в городе и цыгане, куда без них в Румынии!
34.
Любители памятников тоже найдут, чем Араде занятся. Этого добра здесь полно!
35.
Есть и традиционный памятник советским воинам -освободителям, и тем самым арадским мученикам, и кому-то там ещё, я уже не особо разбирался.
36.
В конце нашей прогулки мы добрались до здания вокзала. Очень крутое строение!
37.
Будете здесь - обязательно загляните во внутрь.
38.
Классическое австро-венгерское здание из красного кирпича напичкали в социалистическом прошлом барельефами на тему социалистического благополучия.
39.
Как ни странно, выглядят они вполне гармонично!
40.
„Ну а что же крепость?“, - спросит внимательный читатель. К сожалению, я не сделал ни одного фото этого крутейшего объекта. На подъезде к ней стоял военный патруль, который неожиданно на правильном английском языке вежливо попросил не фотографировать и не приближаться к крепости. Теперь здесь размещается база миротворцев.
41.
Жалко! Место могло бы быть туристически привлекательным. Интересно же посмотреть где провёл в заключении несколько лет главный источник всех мировых бед прошлого столетия Гаврила Принцип, тот самый, который принца Франца Фердинанда грохнул! Ну, да это уже совсем другая история...
42.
Арад же оставил лично для меня очень приятные впечатления. В меру запущенный и в меру прекрасный этот город достоин внимания пытливого путника. И пусть румынского Будапешта из него не получилось (зачем миру два Будапешта), путешественники от этого только выиграли...
43.
P.S. Подписывайтесь на мою страницу
в Фейсбуке, в
ВКОНТАКТЕ, а также в
Инстаграме. Смотрите все прибалтийские новости в
ТревелБлоге. Cледите за моими путешествиями по Прибалтике и во всем мире! Заходите, подписывайтесь, читайте, комментируйте.