Всем известно, что плохая реклама, тоже реклама. В 50 километрах от столицы Бельгии Брюсселя находится небольшой город Шарлеруа. В своем прошлом он являлся одним из самых больших центров по добыче угля. Теперь же большинству туристов он знаком разве что своим аэропортом, через который летают многие малобюджетные компании. И быть бы Шарлеруа простым придатком столицы, если бы не остроумие и изворотливость местных деловых людей. Именно они решили окрестить свой город титулом самого мрачного места в Европе и тут же разлекламировать соответствующие туристические туры.
Согласитесь, интересно побывать и узнать, что же там такого ужасного. Эти туры обещают всем желающим за небольшую плату показать заброшенные заводы и шахты, совершить восхождение на самую высокую гору шлаковых отходов, посетить развалины дома серийного убийцы детей и место обитания первой белой женщины-шахидки. Самих экскурсантов возят на старом разбитом автобусике, всячески усиливая эффект уродливости своего города.
Скажу я Вам - отличный маркетинговый ход для безбетно живущей Бельгии! Правда, навряд ли такие туры заинтересуют жителей Восточной Европы. У них подобного добра навалом. Я сам вырос в заводском районе Вильнюса, который после развала СССР из образцового превратился в самое запущенное место города. Но уж если выпал шанс, то почему бы не проверит, что представляет из себя Шарлеруа на самом деле.
Так получилось, что имея в наличии несколько свободных часов до своего рейса, мы решились на короткую обзорную прогулку по этому городку. Добраться до центра из аэропорта проще всего на маршрутном автобусе за вполне вменяемые 3 Евро в обе стороны. При подъезде к городу хорошо видны те самые шлаковые искуственные холмы, созданные из отбросов выработок угля.
Другой явный признак бурного индустриального прошлого Шарлеруа - обилие железнодорожных путей. Есть здесь и водные каналы, связанные с основными торговыми потоками Бельгии по воде. Свой экономический расцвет Шарлеруа пережил в прошлом веке. Добыча каменного угля, производство стали, стекла и цемента привлекла в Бельгию после первой мировой войны множество эммигрантов из Италии, Африки и России. После Гражданской войны сюда на постоянное место жительства перебралась часть боевого состава Корниловского полка с семьями. Они же отстроили здесь первую и пока единственную православную церковь в помещении бывшего гаража.
К сожалению, расцвет города продолжался недолго. Последние несколько десятелетий его преследовали финансовые проблемы, большая безработица и один из самых высоких показателей случаев суицида в Западной Европе. Все угольные шахты, многие заводы и фабрики были закрыты, тем самым породив волну депресивных настроений.
Но всё это вряд ли получиться почувствовать, гуляя по центральным улицам города. Выйдя у вокзала Шарлеруа Суд, мы очутились на большой площаде со множеством цветников и необычных скультур в виде музыкальных инструментов. Заметно, что площадь обновлена совсем недавно. На близлежащих улочках чувствуется едва уловимый французкий лоск. Его можно заметить и в убранстве магазинчиков, и в красочных вывесках, и архитектуре зданий.
Рядом со старыми домами присутствует множество современных строений, которые перемешиваясь создают странный, но не отталкивающий коктейль. Стоит зайти в один из многочисленных ресторанчиков, чтобы почувствовать здешнюю провинциально неторопливую атмосферу. Вам предложат знаменитое бельгийское тёмное пиво и чашечку ароматного кофе с вкуснейшим десертом. Во всём этом бельгийцы настоящие проффесионалы, так что потратиться стоит.
О промышленном прошлом города напоминает разве что памятники рабочим и шахтёрам, да гигантские производственные строения чуть поодаль центральных кварталов. Гуляя, у подножья одного из высотных зданий мы обнаружили барахолку китайских уценнёных товаров и небольшой рынок овощей и фруктов.
За чистотой в городе следят нестандартные дворники с ещё более нестандартными большими пылесосами на колёсиках. К тому же на улицах много цветов и деревьев. Всё это - неприметные атрибуты тихой провинциальной жизни западноевропейцев.
Жителей Шарлеруа никак нельзя назвать смельчаками или отчаявшимися людьми, способными прожить в самом ужасном месте Европы. Обыкновенные бюргеры, в общем-то, обыкновенного города Европы. А храбрецов решающихся на экскурсии с элементами ужаса я бы позвал в литовский Диджясалис или латвийский Даугавпилс. Там действительно можно прочувствовать разительный контраст с почти французким городом Бельгии - Шарлеруа.