Гибралтар - последний оплот Британии в Европе

Aug 21, 2015 12:01



Гибралтарская скала или The Rock, как её называют местные жители,  - место особое, полное легенд и обладающее огромной энергетикой. Её видно за многие десятки километров и она, словно магнит, притягивает к себе туристов и путешественников.

Невозножно остаться равнодушным, хотя бы раз увидев силуэт Скалы на любой фотографии в каком-либо рекламном проспекте или в интернете. Но воочию притяжение этого места в сотни раз сильнее.

Я не сильно преувеличу, если скажу, что Гибралтарская Скала - одно из самых красивых и интересных мест по всей Европе. 300 лет назад британцы отхватили в свои владения славный куш! Правда, потом пришлось не раз за такое сокровище побороться, но все эти битвы, осады, бомбёжки и блокады только добавили цену этим последним заморским владениям Британской короны в Европе.

В нашем испанском недельном вояже Гибралтар занял особое место и те полдня проведённые на его территории навряд ли когда-нибуть сотрутся в нашей памяти...




2.

Ранним июньским утром, окутанные предрассветной морской прохладой мы шли по направлению к пограничному пункту между Испанией и Гибралтаром.  Сбывалась моя заветная мечта и вскоре я пройдусь по легендарной  цитадели - городу, где каждая улица, каждый дом и каждый камень связан с героическим прошлым этого места. Скала с каждым шагом становилась всё ближе и наше внутреннее возбуждение росло.

Короткий паспортный контроль и вот мы уже на территории британской колонии. И то, что это не Испания, чувствуется с первых же шагов.

Вот знаменитые британские телофоны-автоматы в традиционных красных будках, вот легко узнаваемые по  Лондону мусорные урны или двухэтажные автобусы и даже полицейские в белых рубашках с жёлтыми жакетами  величаво красуются с констебельскими остроконечными шлёмами на головах.  И всё же это и не  Британия…



3.

Уникальность Гибралтара чувствуется уже на самых подступах к нему. На небольшом песчанном перешейке, отделяющим Скалу от материка гиблатарцы сумели втиснуть целый аэропорт с одной единственной взлётно-посадочной полосой.  Она-то, протянувшеяся от внутренего залива вплоть до Средиземного моря, и служит как-бы естественной границей, отделяющей Гибралтар от внешнего мира.

Сам город с первых же шагов поражает количеством памятников, монументов и обелисков. Жителям Гибралтара есть чем похвастаться перед приезжими. Количество местных героев и знаменитостей за триста лет зашкаливает все разумные пределы.



4.

Пройдя через узкие городские ворота, мы попали на Казематную площадь, своеобразный исторический, туристический и торговый центр колонии. Когда-то здесь распологались казармы, позже устраивались публичные казни, теперь же днём  на площади не протолкнуться в толпах приезжих и местных жителей. Нам повезло увидеть эту площать немного другой - в субботу в 8 часов утра здесь было совершенно пусто. Город только начинал готовится к очерёдным бурным выходным.



5.

От Казематной площади в глубь города начинается главная улица Гибралтара - Майн Стрит. Количество магазинчиков и баров на ней с трудом поддаётся подсчёту. Стоит заметить, что территория Гибралтара является особой экономической и офшорной зоной, где отсутствует подоходный и многие другие налоги. Хотя признаться честно, особой дешевизны мы незаметили... Да в общем-то и не за покупками мы сюда шли.



6.

Забыв на время о пробуждающейся от сна Майн Стрит, мы устремили свой взор на расположившейся чуть выше  Мавританский замок. По дороге вверх вдоль узких вздымающихся вверх кручённых улочек мне вспоминалась славная история Скалы.

Удобное форсификационное значение её заметили ещё на заре европейской истории карфагеняне и финикийцы.  В те времена  Скала считалась краем света и на пару со своим двойником на африканской стороне  именовалась Геркулесовыми столбами.

Где-то здесь в те давние времена были сооружены две колонны со статуями наверху, которые служили своеобразными воротами из Средиземного моря в Атлантический океан. Именно эти колонны с обвитым вокруг них мифическим змеем, изображение которых теперь украшает многие герба андалузских городов, стали прообразом значка америкаского бакса ($).


0
7.

Мавры своё вторжение на Пиринейский полуостров тоже начали именно с Гибралтарской Скалы. Первым делом они разрушили  легендарные столбы и начали строить здесь по тем временам мощные укрепления. Маврская крепость выстояла многие столетия и хорошо сохранившиеся части этих укреплений можно осмотреть и в наши дни.

Испанцы, завладев Скалой, долгое время не замечали её значения, а когда спохватились было уже поздно. Гибралтар стал частью Британской империи.



8.

Предприимчевые англичане, спустя много лет, слегка модифицировав,  приспособили эти маврские форсификации для своих нужд.

На тысячелетних стенах и сейчас видны следы многочисленных войн в виде вмятин и трещин от прямых попаданий сначало ядер, а затем и бобм. Теперь  здесь организован музей, в комплекс которых входят и знаменитые гибралтарские тоннели.



9.

Про Гибралтар не зря говорят, что это крепость в крепости. Первые подземные тоннели англичане начали вручную выдалбливать в крепкой песчанной породе во времена Великой Осады города более 200 лет назад.

Тогда испанцы всерьёз задумали вернуть это стратегически важное место в свои владения. Помогали им в этом французы с голландцами. Гибралтар пытались взять  штурмами, бомбёжками и измором в течении пяти лет. Говорят, что в той осаде бомбардировки города-крепости прекращались только на время традиционной для испанцев сиесты.

Вот тогда-то защитники Скалы и начали уходить под землю.  В те же времена англичане для обороны Гибралтара изобрели и пушечную каретку с малым углом возвышения, обладающей убийственной силой при штурмах Скалы. Памятник этому военному изобретению стоит на Казематной площади.



10.

Во время Второй Мировой войны британцы, вполне осозновая ужас бомбёжек, почти полностью ушли под землю. Длина тоннелей тех времён достигает почти 70 километров.  Практически в недрах Скалы существовал отдельный город со своими складами, больницами, казармами и батареями.

Такая цитадель не была по зубам испанцам, а немцы во время Второй Мировой войны вообще так и не решились на её штурм. Да и особым бомбардировкам Гибралтар в годы войны так и не подвергнулся. Так что все форсификации тех времён остались практически не тронутыми.

Посетить тоннели, как времён Великой Осады двухсотлетней давности, так и времён Второй Мировой стоит обязательно, тем более что билет вкупе с осмотром Мавританского замка стоит всего 10 фунтов. Но даже не тратя деньги на билет,  можно недалеко от  входа в тоннели найти немало интересного.



11.

Удивительно, сколько на этой земле сохранилось артефактов. Стоит лишь не на долго сойти с асфальтной дороги в сторону, и можно обнаружить полуразрушенные дома и укрепления 250-летней давности. Их почти не коснулась рука реставратора, поэтому и атмосфера очень аутентична. Неподалёку можно заглянуть на батарею принцессы Каролины с более современными орудиями.



12.

Главное же достоинство этих мест потрясающие пейзажи открывающиеся с многочисленных смотровых площадок. Кажется, вооружившись хорошим биноклем, можно часами наблюдать и за городом внизу, и за наполненым жизнью портом, и за  самим заливом, в котором жизнь просто кипит.



13.

Как только заканчивается черта города, на Скале начинается тщательно охраняемый природный парк с очень своеобразной густой растительностью и своими не менее оригинальными  обитателями. В первую очередь, речь идёт об единственной в Европе колонии диких обезьян-маготов или безхвостых макак, некогда завезённых сюда из Марокко. Без сомнений, эти обезьяны одна из самых больших достопримечательностей Гибралтара и местные жители очень дорожат их соседством, так  что даже в ходу поговорка: „Мы будем защищать обезьян до последнего англичанина!“.



14.

Вход на территорию парка облагается символическим налогом ценой в 1 фунт на человека. Большинство приезжающих в Гибралтар добираются сюда на экскурсионных автобусах, такси, либо используя фуникулёр, который доставляет туристов за скромные 5 фунтов  на самую высокую точку Скалы. Можно предположить, что таких упёртых путешественников, которые пешком доходят до самого верха 426-метровой высоты немного и поэтому до поры до времени путь назад на фуникулёре был бесплатен.  “Хороший способ ссэкономить лишние пару фунтов!”, - может кто-нибуть заметить. Но путь наверх хоть и очень красив окружающими пейзажами, но совсем не прост.



15.

Обойдя почти половину Скалы, мы увидели ступенчатую лесницу, почти отвесно уходящую прямо вверх. “Какая отличная возможность сократить путь!”,  - подумали мы. Но уже минут через 10 начали жалеть, что выбрали быстый, но далеко не лёгкий путь. Лишь внезапно появившиеся обезьяны придали нам дополнительные силы и уже через какое-т время мы были на самом верху.



16.

Здесь у отвесного обрыва скопилось огромное количество туристических автобусов и такси. Главными героями и явными хозяевами положения чувствували себя многочисленные маготы. В большинстве своём взрослые обезьяны были заняты своими делами и не обращали на любопытных двухногих пришельцев никакого внимания. А вот молодняк с удовольствием позировал и всячески развлекал многочисленную публику. Кстати кормить этих прожорливых созданий категорически запрещено. Штраф достигает 500 фунтов.



17.

Но не смотря на огромные кучи овощей и фруктов, сваленных служащими заповедника, обезьяны всегда готовы поживиться чем-нибуть вкусненьким.

Ничего не подозревая об огромных штафах, мы захватили с собой вместе с ленчем немного фруктов. Как только мы расположились у края скалы для лёгкого перекуса на виду у всех проезжающих мимо машин, нас тут же окружила небольшая стайка обезьян. Мы честно поделили с ними свой обед, а чуть позже с ужасом заметили большие плакаты с предупреждениями о штрафах. Но в тот день и нам, и обезьянам повезло. Всё остались сыты и при своих кошельках.



18.

Кроме обезьян на самом верху можно осмотреть давно заброшенные военные постройки с дотами и гнёздами для зенитных установок.

Если бы мы продолжили свой путь вдоль Скалы, то увидели бы ещё не мало интересного. К примеру, то ли пещеру, то ли подземную церковь, то ли оригинальный концертный зал Святого Михаила или памятник разрушеным колонам Геркулесовых столбов.

Чтобы обойти всю Скалу одного дня может и не хватить. Так что маршрут стоит продумать заранее.



19.

Мы выбрали более лёгкий путь и, воспользовавшись фуникулёром,через несколько минут оказались на уже знакомой нам Майн Стрит.

За прошедшие полдня главная улица Гибралтара радикально преобразилась. Местами даже протолкнуться  здесь стало сложно.



20.

Поражало количество небольших магазинчиков с практически одинаковым подбором асортимента с большие витринами забитыми  крепкими алкогольными напитками, сигарами, и множество сувениров. В перемежку с ними соседствуют модные бутики и традиционные английские пабы. Замечу, что цены в Гибралтаре вполне приемлимы, хотя дешёвыми их вряд ли назовёшь.



21.

Второе, что поразило - нигде в Андалузии мы не встретили такого количества уличных актёров. Ковбои, охотники, дровосеки, чарличаплины, музыканты и  дикое количество халтурных людей-неведимок. По-детски нас порадовал человек-цветочная тумба.



22.

В общем и целом на Майн Стрит деньги туристов текут рекой, а спрос, как известно, пораждает предложение. Поэтому любителям  бешеных шоп-туров здесь есть, где развернуться.

Но стоит лишь на немного отклонится от главных туристических маршрутов Гибралтара и можно увидеть совсем другой город. Здесь даже днём чувствуешь себя не уютно. В тёмных переулках много мусора, в нос бьёт запах гнили, а все нижние окна закрыты тяжёлыми ставнями.

Гибралтар дает возможность заработать многочисленным эммигрантам из Африки и Азии. Да и из восточной Европы гастрабайтеров тут полно. Но эта другая тёмная сторона этого города, которую при желании можно и не замечать.



23.

Ну, а нам пришло время прощаться с этим замечательным местом. Нас уже ждала столица ветров мира Тарифа. Если жизнь даст мне шанс вновь оказатся где-нибуть неподалёку я с удовольствием посещу Скалу снова. Что, собственно, и всем  своим читателям рекомендую!



24.

необычные города мира, Испания, Великобритания, Гибралтар, крепости мира

Previous post Next post
Up