Mar 29, 2015 10:19
"К сожалению, в современной жизни стало обычным явлением, что многие люди испытывают постоянный психологический дискомфорт. Как они справляются с этим дискомфортом, зависит от многих факторов, и один из них - то, как избавляются от дискомфорта похожие на них люди"
Р. Чалдини, "Психология влияния"
Книга о том, что темп жизни сейчас очень высокий и нам не хватает времени (а еще сил и знаний), чтобы оценить все поступающие из вне сигналы в каждый проживаемый момент. А потому мы реагируем обычно на что-то одно, причем зачастую автоматически, даже не замечая этого. Так называемое "Щелк, зажужжало". Чалдини описывает, на что мы реагируем и как, а так же - как этим пользуются другие люди. Вернее - как могут пользоваться, потому что способы защиты от недобросовестных личностей у него тоже описаны. По большому счету, книжка о том, что нужно внимательнее (и чаще) обращать внимание на собственные реакции и собственное поведение (на предмет неадеквата, хотела написать я, но на самом деле - на предмет соответствия реакции действительности). Для меня это совет жить осознанно. Тем более меня удивила следующая мысль в конце книги:
"Мы не должны мириться вот с чем - с любой попыткой кого бы то ни было извлечь из ситуации выгоду посредством обесценивания часто автоматически используемых нами стереотипных методов. Стремительный напор современной жизни вынуждает нас при необходимости использовать проверенные стереотипы, эмпирически определенные правила и принципы. Они больше не являются роскошью; по мере ускорения ритма они во все возрастающей степени становятся бесспорно жизненно необходимыми. Вот почему нам не следует оставаться равнодушными всякий раз, когда мы видим, как какой-нибудь “профессионал уступчивости” злоупотребляет орудиями влияния. Мы испытываем потребность в правиле взаимного обмена, принципе социального доказательства и других рассмотренных в этой книге принципах и правилах. Но мы, естественно, станем пользоваться ими менее охотно, если будем часто сталкиваться с хитростями “психологических спекулянтов”. В этом случае нам трудно будет, не откладывая, решать все возникающие вопросы. Мы не можем допустить этого. Необходимо бороться. Ставки слишком высоки."
С одной стороны, с ним, конечно, не поспоришь. Очевидно, что чем быстрее темп жизни, тем более высокая нужна скорость реакции. Но какой ценой? На мой взгляд, лучше замедлить свой темп жизни, если не справляешься, или ускориться за счет чего-нибудь другого - большего объема знаний, например. (очень похоже на юношеский максимализм, да). Мне не нравится идея полностью отдаваться автоматическим реакциям. Ну и я очень слабо верю, что не найдутся люди, которые смогут использовать эти автоматические реакции, пусть даже несколько в другом виде. Впрочем, если "выиграть войну" в глобальном смысле действительно получится - то это будут совершенно иные люди, не такие, как сейчас.
А еще передо мной нарисовалась реальность (дальше - немного утрировано), в которой все люди друг на друга влияют (и это пока не вызывает отвержения и вообще каких-либо бурных эмоций) так или иначе, поэтому влиять лучше осознанно - так может из всего сделать конфетку, ситуацию, в которой выиграли все (а это уже убеждение, а не влияние, по мнению автора, а по-моему - спорно), в том числе и на детей. И вот тут включается бурная реакция "как же так?!" и " не хочу влиять и все тут". И это говорит руководитель отдела, ага. Реакция на самом деле не понятно откуда и зачем, надо разбирать.
А вишенка к тортику - эту книгу настоятельно рекомендуют к прочтению менеджерам и прочим продавцам (и не только им, конечно). И уж точно не для того, чтобы показать им, как нехорошо пользоваться стереотипами. И ведь Чалдини не может об этом не знать, а книжка уже раз 5 переиздавалась.
P.S. Возобновляю свои рассказы о том, что посмотрела/прочитала. Иначе (если не записывать) очень быстро все забывается
Обзор