Экскурс по истории японского оружиестроения

May 05, 2020 22:53

Первоначально эта статья должна была иметь вид пояснительной записки (заметки) о появлении в японском стрелковом оружии 1920-1930гг. ряда паралельных направлений развития автоматического оружия специализированного типа (авиационных и танковых пулеметов). Но без описания ряда предшествовавших и преопределяющих факторов в японской военной истории короткое повествование не могло уместить все подробности происходивших событий.
 Поэтому короткая заметка заметно пополненная информацией приобрела вид серии статей, предлагаемых Вам уважаемые читатели.
О японском стрелковом оружии.
(Экскурс по истории японского оружиестроения).ч 1
Авт. Цвершиц Андрей.
История развития японского стрелкового оружия практически всегда рассматривается на примере отдельных моделей в сопровождении упоминаний о значительной доле копирования или прямого заимствования из европейских образцов при проектировании и производстве оружия в самой Японии.
К японским винтовкам и пулеметам обязательно присовокупляются столь не объективные термины как «копия винтовки Маузера», «копия пистолета-пулемета Бергман» или «копия пулемета Гочкиса».
Так же отдельные образцы японского стрелкового оружия рассматриваются в отрыве от имевшийся на то время в Японии взаимосвязанной системы очередности разработки и испытаний экспериментальных моделей (к примеру одновременные сравнительные тесты самозарядных винтовок, пистолетов-пулеметов и ручных пулеметов в различный временной период - 1920-1930, 1930-1935, 1936-1938, 1940-1941 и 1944-1945).


В указанные временные периоды изменялись взгляды на тактические ниши и концепции применения автоматического стрелкового оружия в сухопутных войсках. Примером могут служить японские экспериментальные самозарядные винтовки - в 1920-1930 определялись как общевойсковой образец для армии (прототипы А, В, С), к 1935 - средство огневой поддержки взвода (в полностью автоматической версии тип С), к 1938 - снайперская винтовка, к 1941 - поиск дешевого производстве образца («План № 1», или «винтовка первоочередного плана»), к 1945 - возврат к снайперской винтовке.
Так же не учитывается наличие двух конкурирующих министерств - Армии и Флота Империи. У которых были собственные направления и программы испытаний нового оружия. В силу не столь многочисленного состава флотских сухопутных подразделений нуждающихся в стрелковом оружии (морская пехота, береговые отряды, парашютные части) Императорский флот не редко приобретал иностранное оружие (винтовки тип И, пистолеты-пулеметы SIG 1920 и Soloturn 1930, ручные пулеметы Льюиса).
В основном для собственно японского стрелкового оружия характерно: максимальное использование ранее освоенных в производстве элементов конструкций при модернизации оружия под новые типы боеприпасов (при переходе с 6,5мм на 7,7мм калибр), попытки унификации систем автоматического оружия (авиационные, танковые и пехотные пулеметы Намбу), продолжительная эксплуатация устаревших систем стрелкового оружия заменяемых новыми моделями (под новые боеприпасы) из-за нехватки штатных единиц вооружения или недостаточного объема выпуска арсеналами.

Ранний период.
Самостоятельное серийное производство стрелкового оружия в Японии появилось еще в период правления Сёгуната Токугава. Ранее выпускавшиеся кустарным способом фитильные ружья в Танегасима не могли позволить массово вооружить пехоту по европейскому образцу дульнозарядными ружьями (а затем и винтовками).
Ожидаемое вторжение колониальных держав (Англии и Франции), а также угроза повторного визита Восточно-индийской эскадры коммодора Перри из Северо-Американских Соединенных штатов в 1854 году требовало срочного перевооружения войск Сёгуната по европейскому образцу.
 Именно в этот период в Сегунате начали организовывать отряды стрелков «Югеки-тай» для ведения военных действий в тылу противника, который мог вторгнуться на территорию княжеств. (В последствии в 1944-1945 годах этот термин был снова применен для обозначения японских диверсионных групп подготавливаемых армейской разведкой для «Последней и Решительной Битвы на Священной Земле Японии»).

Опасность становления Японии колонией одной из европейских держав являлась реальной, и четко осознавалась правящим кланом Токугава (12-й сёгун Токугава Иэёси 1837-1853, 13-й сёгун Токугава Иэсада 1853-1858, 14-й сёгун Токугава Иэмоти 1858-1866, 15-й сёгун Токугава Ёсинобу 1866-1867). Предпринимались экстренные мероприятия по организации серийного производства современного оружия и патронов, реорганизация кустарных мастерских в цеховые предприятия - арсеналы.
Начиная с 1830 года (завершение периода Бакумацу эпохи Эдо) княжества Сёгуната в преддверии грядущих междоусобных столкновений в ускоренном порядке самостоятельно скупали любое доступное артиллерийское и стрелковое оружие завозимое европейскими торговцами в Шанхай и Гонконг. Это производилось не смотря на внешнюю политику самоизоляции Японии - Сакоку. В отдельных случаях японским дипломатическим миссиям (Сегуната) удавалось приобрести современные образцы в Европе.
В это время (1830-1860гг) в Европе после окончания череды войн произошли радикальные изменения в конструкции стрелкового оружия - переход от фитильных мушкетов к кремневому замку и к ружьям с ударным (капсульным замком), затем к винтовкам с ударным замком (Минье, Энфилд 1853) и наконец к казеннозарядным винтовкам под унитарный патрон (Дрейзе 1841, Шасспо 1866, Снайдер 1866).


Избыток устаревшего оружия из Европы распродавался в страны Азии и Африки принося изрядную прибыль торговцам и посредникам. Еще один всплеск количества предлагаемого оружия стало окончание гражданской войны между штатами Севера и Юга в 1861-1865 году. На рынки Азии стали поступать нарезные и казеннозарядные пушки, винтовки Спрингфилд, современное снаряжение и амуниция в больших количествах.
Кланом Нагаока (сторонников Сёгуната) руководимым Цуносуке Каваи были приобретены две картечницы Гатлинга (у американского торговца Смита в Йокогаме). Всего в этот период в Японии было только три картечницы Гатлинга. (Последнее применение картечниц Гатлинга японской императорской армией относится к событиям 1920 года в Николаевске. Японцы использовали картечницы заимствованные с китайских речных патрульных кораблей для обстрела партизан в близи Николаевска).


После окончания войны Босин (1868-1869) завершившейся централизацией Императорской власти и упразднением отдельных княжеств (ставших префектурами) в императорской армии оказалось большое количество стрелкового оружия разнообразных моделей и конструкций. Наряду с гладкоствольными ружьями «Геверу» (видоизмененное нем. «Gewehr» - винтовка, общее название голландских и немецких гладкоствольных ружей продаваемых в Японию) и казеннозарядных Снайдер и Шасспо имелись в наличии магазинные винтовки американского изготовления Спенсер и Генри.


Необходима была унификация имевшегося вооружения либо модернизация по образцу европейских армий. Основой этого должна была послужить переделка дульнозарядных ударных винтовок Энфилд в казеннозарядные Снайдер, а Минье в Шасспо.
Отдельные княжества имели на вооружении модели винтовок самого отличного типа, клан Кишу (紀州藩) в Вакаяме закупил игольчатые Дрейзе (за период войны Босин кланом самостоятельно было изготовлено 2 миллиона патронов прусского образца) и винтовки с откидным затвором Монсторм. Клан Тоса имел на вооружении наемных отрядов стрелков карабины Спенсер. Клан Мотеги приобрел американские винтовки Ламсон 1865.


Основываясь на доктрине «независимости от иностранного влияния на вооруженность армии Японии» предпринимались попытки организации оружейных мастерских в отдельных княжествах еще до 1868 года.


Дульнозарядные винтовки европейского изготовления переделывались японскими оружейниками по системе Мильбанк, Вестлей-Ричардс (затвор «манки тейл»).


Наиболее технологически продвинулся клан Сацума, который смог организовать выделку затворов по системе Снайдер (данный клан предпочел закупать наиболее дешевые винтовки Энфилд требующие ремонта, но пригодные для массового вооружения пехоты). Кроме того, кланами по отдельности друг от друга проводились обширные изыскания по оптимальной технологии для полукустарного изготовления переделочных затворов винтовок.


Наиболее массовой винтовкой императорской армии по окончании боевых действий в 1869 году оказалась дульнозарядная система Энфилд 1853, которая была принята на вооружение как основной образец, под который следовало переделывать винтовки по системе Снайдер 1866.


В то же время наиболее технически совершенной признавалась французская винтовка Шасспо 1866 поставлявшаяся французскими советниками для армии Сёгуната (1600 единиц при посредничестве французской компании Фарбе).


Основываясь на французском образце Мурата Цунэёси (майор императорской армии, лучший стрелок клана Сацума) в 1877 предлагает производить переделку французских винтовок Минье в казеннозарядные по системе Шасспо(которых имелось 7743 единицы) с перспективой дальнейшей модернизации под металлический патрон аналогично системе Гра  (картонные патроны игольчатых винтовок Шасспо и Дрейзе были признаны непригодными для длительного хранения во влажном климате Японии, а обтюраторы из резины было необходимо закупать у иностранных торговцев. Сходные замечания по влагостойкости указывались к патронам Снайдер с картонной трубкой гильзы).




Не достаточное финансирование не позволяло развить массовое производство собственного оружия по европейскому образцу. Но при этом японским военным миссиям в Европе дало время на изучение новых моделей стрелкового оружия (капитан Мурата участвовал в данных миссиях в 1875 году).


Мурата Цунэёси
В тоже время результаты вооруженного противостояния императорской армии и клана Сацума во время «Сацумского восстания» (1877 г. руководитель Сайго Токамори) показало, что обученная пехота (крестьяне рекруты) оснащенная полевой артиллерией может эффективно противостоять профессиональным военным из воинского сословия (повстанцы-самураи).






Сила духа оказалась не менее важна, чем система снабжения и современное оружие (в императорской армии использовались винтовки дульнозарядные Энфилд 1853 и казеннозарядные Снайдер 1866 года, а в клане Сацума - дульнозарядные Энфилд 1853 и русские шестилинейные винтовки 1857 г.)


Острая необходимость в обновлении вооружения пехоты привела к срочному приобретению в 1869 году в Америке 5000 винтовок фирмы Ремингтон (системы «роллинг-блок») шведского заказа M / 1867 под 11 мм патрон. Императорский флот размещал заказы отдельно от армии, и начиная с 1879 года закупил около 9000 винтовок Пибоди-Мартини турецкого заказа 1874 года (основной заказ был размещен у компании Провиденс Тул, но в тоже время курировались сведения о закупке в Императорской России трофейных винтовок после русско-турецкой войны (1877-1878).





Выработка собственного подхода к конструированию винтовки основываясь на рассмотренных образцах винтовок Маузер, Бомон, Гра (также испытывалась винтовка системы Винчестер-Гочкис) привело к появлению 11мм японской винтовки системы Мурата тип 13 (образца 1880 года) принятой на вооружение армии (несколько укороченный образец винтовки поступил на вооружение кавалерии, а для артиллеристов и телеграфистов все еще использовались винтовки системы Дрейзе 1841).


Для кавалерии и артиллерийской прислуги в 1883 году изготовлялись винтовки с укороченным стволом в 740мм (предназначались для замены карабинов Спенсер).

Магазинные винтовки.
Принятие на вооружение во Франции 8мм магазинной винтовки системы Лебель 1886 и бездымного пороха для ее патрона не осталось незамеченным для японского Министерства армии. Высокая вероятность скорого появления нового стрелкового оружия у китайской императорской армии могущей стать основным препятствие для Японии в притязаниях на доминирование в Восточно-Азиатском регионе. Полковнику Мурата было поручено провести изыскания по обновлению стрелкового вооружения пехоты Империи.
К 1889 году на основе изученных современных европейских винтовок немецкой Маузер 1871, французской Лебель 1886 и австрийской Кропачек появилась японская магазинная 8мм винтовка системы Мурата тип 22 (образца 1889 года). Японский патрон с оболочечной пулей калибра 8 мм снаряжался быстрогорящим черным порохом в гильзе с закраиной (сходной с австрийским образцом патрона).


Боевые столкновения с китайской императорской армией в войне 1894-1895 годов показали, имеющегося на вооружении японской пехоты стрелкового оружия (винтовок системы Мурата 11 и 8 мм) явно недостаточно для противостояния противнику с аналогичным оснащением, к тому же имеющему численное преимущество.
Стойкость и самоотдача японского солдата не могла компенсировать возрастающую огневую мощь китайских солдат вооруженных винтовками Маузера и Манлихера. Только низкая дисциплина и устаревшая тактика китайской армии позволила победить японской армии и флоту. Высокая скорострельность винтовок системы Манлихер 1886 подняла ряд обсуждений в японском Императорском флоте о закупке подобного оружия.
В 1896 году полковник Арисака Наикира предложил на вооружение императорской армии законченный образец 6,5мм винтовки (прототип 29) получивший наименование тип 30 (образца 1897 года). Для конструирования своей винтовки Арисака изучил все доступные и новейшие образцы армейских винтовок малого калибра (такие как шведский Маузер 1894 и итальянский Манлихер-Каркано 1891).


Был выбран малый калибр 6,5 мм для нового японского винтовочного патрона на бездымном порохе, как обладающий наилучшими баллистическими характеристиками. Так же малый вес нового патрона положительно сказывался на увеличение количества носимого стрелком боекомплекта.  Кавалерия получила легкий и короткий карабин тип 30.
Винтовка и карабин системы Мурата тип 22 оставались на вооружении частей армии второй линии.


Повышенная точность при изготовлении частей затворной группы винтовки Арисака тип 30 (образца 1897 года), а также большое количество мелких частей при полной разборке вызвали проблему при использовании в холодном климате Маньчжурии из-за смерзания частей с загустившейся смазкой. А попадание пыли или песка провоцировали отказы оружия. (Перевооружение частей первой линии было завершено в 1903 году).
Попытка устранить недостатки винтовки Арисака тип 30 была предпринята в заказе размещенном флотом.


Модернизированная Кидзиро Намбу винтовка тип 35 (образца 1902 года) получила защитную крышку затвора (которую при стрельбе надо было сдвигать в перед), новый прицел и укороченный крюк предохранителя.


Но предпринятые меры не могли полностью устранить недостатки винтовки Арисака, требовалась переделка конструкции затвора и спускового механизма.

(продолжение следует)
копирайт на текст © Цвершиц Андрей / lautlesen.livejournal.com

Японская винтовка Арисака, Японское стрелковое оружие, Экскурс, Японская винтовка Мурата

Previous post Next post
Up