Ред. Цвершиц А
Предисловие.
Данная статья является переводом американского периодического издания «Intelligence bulletin» (Vol. III №1. September 1944, pp.48-57). Информация изложенная в статье основана на материалах допросов японских военнопленных американской разведкой.
Текст даётся без сокращений с минимальными исправлениями.
Снайперская подготовка
В первые месяцы войны против японцев существовала тенденция преувеличивать способности вражеских снайперов. Затем, со временем, стало очевидно, что, когда они использовались против хорошо подготовленного противника, они были скорее фактором беспокойства, чем чем-либо ещё. Из свежей информации, которая имеется под рукой относительно программы подготовки снайперов противника и методов ведения боя, можно составить более чёткое представление об этом противнике и соответственно оценить его возможности. Хотя материал в этой статье был получен из источников, полученных от военнопленных, он считается надёжным. Он охватывает индивидуальный опыт обучения в японской армии.
Люди и их оружие
Кандидаты на снайперскую подготовку отбирались без каких-либо экзаменов соответствующими командирами взводов каждой роты. Однако было принято выбирать только тех, кто имел превосходные показатели меткой стрельбы. Примерно 80 процентов отобранных мужчин имели звание старшего рядового. Люди не считали особой честью быть выбранными для посещения занятий по снайперской подготовке; вместо этого работа рассматривалась как просто ещё один этап программы обучения.
Мужчины невысокого роста предпочитались высоким мужчинам. Японцы рассуждали так, что невысокие мужчины будут представлять собой менее заметные цели для вражеского огня. Ношение очков не обязательно лишало солдата возможности стать снайпером.
Курсы снайперской подготовки проводились каждые 6 месяцев и охватывали 4-недельный период. Занятия проводились либо в штабе батальона, либо полка, в зависимости от расположения войск. Когда войска были распределены по большой территории, каждый батальон готовил своих собственных снайперов.
Японская снайперская винтовка, 6,5 мм, модель 97.
Снайперы использовали либо 6,5-мм винтовку модели 97, либо 6,5-мм винтовку модели 38. Первая считалась явно лучшей. Кроме того, снайперам выдавался телескопический прицел модели 97. Поскольку все кандидаты, отобранные для снайперских занятий, были знакомы с номенклатурой, полевой разборкой и эксплуатацией винтовки, которую им предстояло использовать, времени на обучение этим вопросам не тратилось. Получив винтовку, стрелок предпринимал шаги для определения ее индивидуальных характеристик, стреляя из нее с фиксированного крепления. Любая ошибка или несоответствие должны были компенсироваться визуально стрелком. Поэтому неудивительно, что кандидатов в снайперы учили «знать» свои винтовки.
Миссии
Японских снайперов учили, что их задачи (в порядке важности) будут следующими:
1. Убивать или захватывать в плен вражеский личный состав, особенно командиров подразделений и снайперов.
2. Нейтрализовать или уничтожить вражеские сооружения, которые могут помешать успешному выполнению задачи японского подразделения.
3. Уничтожить тяжёлое вооружение противника и обслуживающий его личный состав.
4. Эффективно справляться со всеми возможными целями, которые могут оказаться в пределах досягаемости.
Огневые позиции
За исключением следующих положений, хват и стойка винтовки в сравнении с теми, которые используются нашими войсками:
В положении лежа тело и ноги стрелка образовывали угол в 30 градусов с вытянутой линией винтовки. Обе ноги были поставлены вместе, пятки направлены вверх. (Японский пленный настаивал, что такое положение обеспечивало хорошую устойчивость.)
Для стрельбы по самолетам людей учили лежать на спине, направлять винтовку и ноги в сторону приближающегося самолета и стрелять из винтовки, следуя линии полета самолета, пока он не окажется вне досягаемости.
Кожаные ремни никогда не использовались в качестве вспомогательного средства для стабилизации руки и винтовки стрелка.
Виды стрельбы
Большая часть тренировок проводилась на стрельбище в 300 ярдов. Утро каждого дня проводилось на стрельбище, и каждому человеку ежедневно выдавалось по 50 патронов для тренировок. Как правило, офицер лично контролировал стрельбу каждого снайпера.
Для стрельбы по целям на расстоянии 300 ярдов и более иногда использовались телескопические прицелы. Когда солдаты стреляли из винтовок без помощи этих прицелов, им было приказано целиться, не закрывая ни одного глаза.
Для обычной стрельбы по мишеням использовались пулевые боеприпасы, но для определения характеристик винтовки на дистанции 50 ярдов иногда применялись боеприпасы с плоским носиком и уменьшенным зарядом.
Оценка дистанции
Мужчин учили оценивать расстояния невооружённым глазом. Инструкторы размещали объекты на измеренных расстояниях, варьирующихся от 200 до 600 ярдов, а затем мужчины оценивали расстояния этих объектов. Для точной оценки требовались отличное зрение и постоянная практика. Мужчине не требовалось оценивать расстояние до объектов над водой.
Для стрельбы по целям выше горизонтали людей учили уменьшать дальность. Например, если дальность оценивалась в 600 ярдов, прицел устанавливался на 500 ярдов. Процедура была обратной, когда люди стреляли по целям ниже горизонтали. Точная причина этого метода неизвестна.
При оценке дальности до объектов, находящихся на расстоянии более 600 ярдов на ровной местности, людей учили видеть более близкий объект, дальность которого можно было легко оценить, а затем судить о вероятном расстоянии между двумя объектами. Японцы считали, что это обеспечивает более точную общую сумму.
При обозначении цели сжатый кулак использовался как средство быстрого измерения. Например, при обозначении цели для контрольной точки сжатая правая рука поднималась и полностью вытягивалась ладонью вниз так, чтобы первый сустав указательного или среднего пальца находился на одной линии с глазом и контрольной точкой. Затем цель обозначалась как находящаяся на 1/2, 1 или 2 «костяшки» справа или слева от контрольной точки. Очевидно, пальцы не использовались для обозначения.
Обстрел по самолётам
Телескопический прицел никогда не использовался при стрельбе по самолётам. При оценке расстояния упреждения самолётов использовалась ширина заднего прицельного щитка. Для самолётов, летящих в радиусе 500 ярдов со скоростью 180 миль в час, использовалось упреждение в 12 ширин заднего прицельного щитка, а при скорости 310 миль в час использовалось упреждение в 21½ ширины.
При стрельбе по самолётам стрелки не нацеливали винтовки, размахивая ими вдоль линии полёта из позиции позади самолёта, а затем обгоняя самолёт до тех пор, пока не будет установлено желаемое опережение. Их учили, что такой метод будет пустой тратой драгоценного времени. Они говорили, что им сказали, что предпочтительнее вычислить желаемое упреждение в уме, направить винтовку на желаемое упреждение и стрелять как можно быстрее, пока самолёт не окажется вне зоны досягаемости.
Стрелков учили, что главная цель стрельбы по самолётам - не допустить, чтобы самолёты эффективно бомбили или обстреливали, и что регистрация попаданий не имеет первостепенного значения.
Снайперы в пулемётных отделениях
По словам пленного, в каждом отделении ручных пулемётов был снайпер; однако не все снайперы были оснащены винтовкой Model 97 и оптическим прицелом Model 97. По крайней мере в одной роте 45-го пехотного полка было всего три винтовки Model 97. Японские солдаты были склонны считать настоящими снайперами только тех, кто был вооружён винтовками Model 97; считалось, что люди, вооружённые винтовкой Model 38, не могли надеяться на такую же эффективность.
После месяца специальной подготовки снайперы возвращались в свои отделения и тренировались вместе с ними. В каждом отделении был запасной снайпер. Он (запасной) был 11-м в отделении. Хотя обычно он был подносчиком боеприпасов, он также мог пройти специальный курс по снайперской подготовке.
Если меткость стрельбы всех членов отделения лёгкого пулемёта была плохой, то снайпером мог быть назначен член другого отделения. Когда снайпер становился жертвой, на его место немедленно назначался другой человек, поскольку японцы считают снайпера одним из ключевых людей отделения. Так же говорилось, что в гранатомётном отделении стрелковой роты снайперов нет.
Камуфляж
Был проведён подробный курс индивидуальной маскировки. Кандидатов учили, что маскировка верхней половины тела особенно важна.
Всем стрелкам выдавались сетки для шлемов и нательные сетки для маскировки. Для дополнительной маскировки сети украшались листвой.
Один заключенный заметил, что, хотя все стрелки строго соблюдали такие приёмы во время обучения, они фактически не выполняли такие меры во время боя, особенно в джунглях. Сети запутывались в различных кустарниках и лианах и затрудняли движения.
Часто вместо использования сетей стрелки срезали небольшие ветки и прутья и вставляли их в карманы и петлицы. Один заключенный сказал, что его конкретное подразделение никогда не слышало об использовании камуфляжных костюмов, соломенных капюшонов или накидок из волокна.
В местностях, где фон не был зелёным, принимались соответствующие меры маскировки, такие как использование сухих веток и листьев и сухой коры для смешивания с цветом фона.
Тактика
Защитная тактика была проигнорирована в обучении. Теория оборонительной тактики преподавалась, но манёвры не позволяли полностью применить эти принципы на практике.
При столкновении с превосходящими силами противника они первыми и остальная часть отделения должны были быстро стрелять из винтовок, с прицеливанием или без него, чтобы предупредить японские войска в тылу. Затем отделение должно было вести задерживающие действия, как только могло, отступая окольными путями, чтобы не выдать диспозицию этих войск.
Когда на фланге внезапно совершалась вражеская атака, снайперы были ответственны за урегулирование чрезвычайной ситуации до тех пор, пока японские силы не смогли бы справиться с ней. Снайперы не предпринимали никаких особых усилий, чтобы остановить танки. Если танки приближались на близкое расстояние, снайпер должен был целиться в передние смотровые щели или в любое другое отверстие. Снайперы никогда не использовали гранатомёты любого типа и не получали никаких инструкций относительно такого оружия. Один из пленных заметил, что в его отряде был только один гранатомётчик.
Поскольку всегда надеялись, что захваченные солдаты союзников станут источником военной информации, снайперам было приказано брать пленных, когда это возможно. Не было дано никаких определённых инструкций относительно методов, которые должны были применяться при захвате пленных. Обычно в каждом отделении был кто-то, кто понимал английский достаточно хорошо, чтобы призвать к сдаче, если вражеские солдаты будут окружены.
При таких обстоятельствах снайпер должен был стрелять по командиру вражеского отделения и по людям с автоматическим оружием - в соответствии с японским принципом устранения лидеров в надежде деморализовать их людей.
Пытаясь определить лидера вражеского патруля или отделения, японцы искали человека, носящего пистолет или того, кто, казалось, отдавал указания. Относительный возраст людей во вражеской силе не использовался в качестве критерия при определении ранга.
Одной из обязанностей снайпера было обнаружение вражеских снайперов. Союзные солдаты считались «снайперами», если их находили пытающимися обнаружить японские позиции лёгких пулемётов или стрелков. Предполагалось, что снайперы используются в армии США так же, как и в японской армии, и что они должны были иметь схожую подготовку. Считая их ключевыми людьми в своих подразделениях, японцы пытались устранить их без промедления.
Снайпер в каждом отделении обычно оставался в пределах диапазон голоса его командира отряда, чтобы контакт мог всегда поддерживаться.
Когда снайперы были обязаны выходили за пределы голосового диапазона, использовались простые сигналы руками.
Однако командиры отделений не всегда давали снайперам особые указания, и во многих случаях снайперам приходилось действовать по собственному усмотрению.
При ведении боя на открытой местности снайпер обычно стрелял на расстояние 500 ярдов. Не было установленной дальности стрельбы в джунглях, поскольку деревья и другая растительность с большой вероятностью закрывали обзор снайперу.
В качестве меры предосторожности предохранитель винтовки всегда устанавливался, когда отряд находился вблизи линии фронта. Это было особенно актуально в джунглях, где спусковой крючок мог запутаться в подлеске и случайно сработать.
Методы глушения звуков выброса и перезарядке не обучали. Если снайпер хотел этого, он мог воспользоваться приёмом медленного передергивания затвора.
Использовать пламегасители на винтовках Model 97 для ночных атак было невозможно. Однако пламегасители устанавливались на ручные пулемёты Model 97. В ночных атаках снайперы обычно использовали гранаты вместо винтовок.
Хотя снайперы осознавали явные преимущества возвышенности, говорили, что японская подготовка не упоминала стрельбу с деревьев. Поскольку так много остаётся на усмотрение отдельного снайпера, это может быть правдой. Однако следует помнить, что японские снайперы неоднократно располагались на деревьях, особенно для стрельбы по целям, которым это было удобно.
Использованная литература.
«Intelligence bulletin» (Vol. III №1. September 1944, pp.48-57).
копирайт на текст © Цвершиц Андрей / lautlesen