Как составить хороший договор?

Mar 23, 2021 21:02

Обычно юристы при подготовке договоров учитывают только свои юридические штуки: условия, обязательства, деньги, сроки и всё такое. Но, на мой взгляд, есть ещё кой-какие вещи, на которые нужно обращать внимание:

1). Целевая аудитория (кто будет читать договор);
2). Контекст (в какой ситуации будут читать договор);
3). Ожидания и впечатление, которое должен произвести договор.

Взять, например, договор на оказание юридических услуг между юристом и заказчиком. Какое впечатление юрист хочет создать у получателя договора?

Наверное, чтобы человек прочитал договор и такой «О, ну вот сразу видно: они - ответственные юристы и им можно доверять. Я так и думал». Целевая аудитория этого текста - бухгалтеры и штатные юристы компаний не только из Москвы и Питера, но и из регионов. Значит, нужно дать им такой договор, который будет понятен и привычен именно для них.

Я прохладно отношусь к идеям прогрессивного «лигал-дизайна» (когда в договор вставляют всякие финтифлюшки: иконки, колонки, рисунки, цветастые схемы, а то и комиксы). Да, юристы пытаются сделать это с благой целью: чтобы договор стал нагляднее и красивее. Но у таких договоров есть фатальный порок: они слишком непривычны для получателей.

Судьба обычного договора: получили → подписали → оплатили.

Судьба «необычного» договора: получили → удивились → пошли согласовывать → прислали правки → ушли согласовывать → надо показать директору, чтоб наверняка → директор в отпуске → «ой знаете, да мы что-то передумали».

Как по мне, «цветастые» договоры с передового фронта «лигал-дизайна» - как концепт-кар у автопроизводителей: показать на выставке - да, пофантазировать о будущем - да. Но условный бухгалтер из Костромы купит привычный «Солярис», а не концепт-кар на электромоторе, без руля и с дисплеем вместо лобового стекла. Так и с «лигал-дизайном»: мне интересно смотреть такие договоры на юридических конференциях, но в условную Кострому я, пока что, отправлю такой договор, который от меня ожидают получить.

«Лигал-дизайн», конечно - круто, но контекст, аудитория и её ожидания важнее.

А вот словесный мусор из договоров можно повыкидывать уже сегодня.

https://seoded.blogspot.com/2021/03/dogovor.html

- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

Вам может пригодиться:

Сервисы онлайн-бухгалтерии - список на Seoded.ru.

контент, бизнес

Previous post Next post
Up