Ностальгически-свадебно-барочное

Nov 26, 2012 06:55

Недавно прекратило свое существование еще одно место из географии моего детства - а именно, магазин "Товары для новобрачных". Конечно, все к тому и шло эти двадцать с лишним лет, площадь его сокращалась, всякие шмотки и прибамбасы подселялись. Смысл такого магазина был только в дефицитную эпоху, когда молодожены по предъявлении нужных бумаг могли закупиться всем необходимым для новой совместной жизни, от кастрюль до штор, а невесты к тому же - приобрести заветное белое платье. И до последнего на эти платья можно было полюбоваться в витринах. Теперь все, магазин посвящен какой-то невдохновляющей (псевдо)англоязычной джинсе, она же современная униформа "свободного" человека.

А я любила смотреть на эти платья, проходя мимо. Причем свадьбы я не любила, они оскорбляли мое эстетическое чувство. Не в последнюю очередь диссонансом между невестой, что в своем платье выглядела как пышный кусочек торта, и унылым черным мелким женихом. Даже если он на самом деле был не так уж и невзрачен, костюм делал свое.

Только потом мне пришло в голову, что вся проблема в несовпадении стилей, которое родом, как и большая часть так называемых традиций, из 19 века. Именно тогда мужчины стали одеваться по возможности неприглядно и практично (в черное!), в то время как женщины по-прежнему должны были оставаться декоративными, а платья - возможно, даже более неудобными, чем когда-либо.
А вот раньше было совсем не так! И на свадьбе жених с невестой сверкали на пару, чтоб от них обоих нельзя было глаз оторвать.





Свадебный костюм шведского короля Густава II Адольфа Вазы (1620), отца небезызвестной королевы Кристины

Свадебный костюм Джеймса, герцога Йоркского (будущего короля Иакова II), в котором он встречал невесту на открытом воздухе (почему костюм из шерсти, а не из шелка) - 1673




Ну и восемнадцатый век - свадебный костюм шведского короля Густава III (1766)




В общем, пусть невеста была в фижмах и кружевах, жених рядом с ней смотрелся не менее роскошно.

Люди попроще, как мужчины, так и женщины, в дальнейшем использовали свадебный костюм в качестве самого главного выходного наряда, ну а те, кто посложнее, либо оставляли на память, либо дарили на память же друзьям низшего ранга, чтоб тем было чем похвастаться (как поступил Джеймс Стюарт). Впрочем, было у свадебного костюма еще одно назначение, не такое уж шокирующее, если подумать. В частности, граф Феррерс решил встретить смерть на эшафоте в "белом костюме, богато расшитом серебром", потому что "в нем я венчался, в нем хочу и умереть". Про повешение графа Феррерса есть немного здесь:
http://b-a-n-s-h-e-e.livejournal.com/612127.html
Он, безусловно, заслужил то, что ему прописали (аристократу надо было сильно постараться, чтобы угодить на виселицу), однако факт остается фактом - умирать тогда умели даже не самые достойные люди. Ну и жениться тоже :)

Что-то ренессансных свадеб у меня даже несколько, а барочная только одна (зато какая!)
Музыка к свадьбе Людовика XIV Французского и Марии-Терезии Испанской, авторства понятно-кого и будущего тестя понятно-кого Мишеля Ламбера

image Click to view



музыка, костюм, Франция, Люлли, барокко, мемуары, lambert, мужчины

Previous post Next post
Up