(no subject)

Oct 15, 2014 02:58

Периодически я начинаю стыдить себя, что совсем закопалась в глубину веков и что это, наверное, неправильно, поскольку живу я все-таки здесь и сейчас (да и не хотела бы я жить во времена без антибиотиков когда каждая зима могла оказаться для меня последней). Короче, обуздываю лень и иду знакомиться с каким-нибудь живым классиком, печалюсь и возвращаюсь обратно в прошлое.
На этот раз мне под руку попалась спортсменка, комсомолка и красавица уже упоминавшаяся в этом журнале финка, левша и композитор (по ее же самоидентификации) Кайя Саариахо.

image Click to view


Из "Грамматики снов" (на стихи С. Плат)

Все-таки сложно понять, зачем люди сочиняют такую негуманную, то есть не предназначенную для людей музыку. Эти звуки сходу напомнили

image Click to view


хотя волки мне, признаться, ближе и понятнее, и в их пении есть некая первобытная гармония. А для Саариахо гармония это явно бранное слово. Сочинять такую музыку человеку непросто, это  много лет учебы, а уж как непросто исполнять, тоже без школы никуда. А зачем - догнать и перегнать волков-самородков?

В общем, как сказала Чечилия Бартоли в своем последнем интервью: "I’ve always enjoyed research, try­ing to find for­got­ten music to enlarge the rep­er­toire, being that con­tem­por­ary com­posers can’t seem to write for opera sing­ers like me. It would be won­der­ful to work with a com­poser writ­ing for just for us. Moz­art wrote his operas know­ing the voices of the sing­ers who would inter­pret the roles. Today, it’s no longer like that: atonal music cre­ates a bar­rier between com­poser and singer, so in order to find new music to sing I have to search in the past."
Атональная музыка создает барьер между певцом и композитором, говорит Бартоли, а слушатели могут подтвердить, что композитор отгораживается и от них. И витает в каких-то своих, явно не небесных, сферах.

А Бартоли меж тем выполняет работу за наших музыковедов и откапывает музыку, звучавшую в Петербурге в 18 веке. Понятно, что это музыка в основном итальянских композиторов, но история-то музыки нашей. И часть общей европейской, да :)

"Up until now we have thought of opera in Rus­sia begin­ning with Glinka’s A Life for the Tsar in the 1830s (ну или хотя бы с "Ямщиков на подставе" Фомина в 1786, хотя из учебников по музлитературе это и не узнать - прим.), but the scores I dis­covered at the Mari­in­sky, with the help of Valery Ger­giev, show that it star­ted a cen­tury before, with Araja. They are beau­ti­ful melod­ies as though the Neapol­itan com­poser was able to blend with his Baroque style some of the Rus­sian melancholy".

Пока только рекламный ролик:

image Click to view

модерн, музыка, неизвестные, барокко, Россия, fasolis, barocchisti, bartoli

Previous post Next post
Up