Периодически я начинаю стыдить себя, что совсем закопалась в глубину веков и что это, наверное, неправильно, поскольку живу я все-таки здесь и сейчас (да и не хотела бы я жить во времена без антибиотиков когда каждая зима могла оказаться для меня последней). Короче, обуздываю лень и иду знакомиться с каким-нибудь живым классиком, печалюсь и возвращаюсь обратно в прошлое.
На этот раз мне под руку попалась спортсменка, комсомолка и красавица уже упоминавшаяся в этом журнале финка, левша и композитор (по ее же самоидентификации) Кайя Саариахо.
Click to view
Из "Грамматики снов" (на стихи С. Плат)
Все-таки сложно понять, зачем люди сочиняют такую негуманную, то есть не предназначенную для людей музыку. Эти звуки сходу напомнили
Click to view
хотя волки мне, признаться, ближе и понятнее, и в их пении есть некая первобытная гармония. А для Саариахо гармония это явно бранное слово. Сочинять такую музыку человеку непросто, это много лет учебы, а уж как непросто исполнять, тоже без школы никуда. А зачем - догнать и перегнать волков-самородков?
В общем, как сказала Чечилия Бартоли в своем последнем интервью: "I’ve always enjoyed research, trying to find forgotten music to enlarge the repertoire, being that contemporary composers can’t seem to write for opera singers like me. It would be wonderful to work with a composer writing for just for us. Mozart wrote his operas knowing the voices of the singers who would interpret the roles. Today, it’s no longer like that: atonal music creates a barrier between composer and singer, so in order to find new music to sing I have to search in the past."
Атональная музыка создает барьер между певцом и композитором, говорит Бартоли, а слушатели могут подтвердить, что композитор отгораживается и от них. И витает в каких-то своих, явно не небесных, сферах.
А Бартоли меж тем выполняет работу за наших музыковедов и откапывает музыку, звучавшую в Петербурге в 18 веке. Понятно, что это музыка в основном итальянских композиторов, но история-то музыки нашей. И часть общей европейской, да :)
"Up until now we have thought of opera in Russia beginning with Glinka’s A Life for the Tsar in the 1830s (ну или хотя бы с "Ямщиков на подставе" Фомина в 1786, хотя из учебников по музлитературе это и не узнать - прим.), but the scores I discovered at the Mariinsky, with the help of Valery Gergiev, show that it started a century before, with Araja. They are beautiful melodies as though the Neapolitan composer was able to blend with his Baroque style some of the Russian melancholy".
Пока только рекламный ролик:
Click to view