Поскольку действительно "мучительница зима старается нас заморозить", почему бы не поклацать зубами под заботливо написанную для этого музыку. Вначале тот, кто все это затеял - простебался прямо над нами, я считаю, поскольку мы и есть "peuple des climats glacez" из ледяных краев Скифии.
Музыка довольно веселая - возможно, завуалированная попытка Люлли внести чего-нибудь комического в оперу, а то строгие в классификациях французы ему этого не дозволяли. Сказал - трагедия в музыке, значит нечего там смеяться, считали они, и не давали развернуться комическому дару Люлли, который в свое время высоко оценил сам Мольер :( Оставалось только делать такие характерные зарисовки как
"дрожащий хор".
Click to view
"Изида", Choer des peuples des climats glacez - Musica Florea, Les pages etc du Centre de musique baroque de Versailles, Schneebeli
Прошло немного времени,
ученик ученика Люлли Пёрселл кардинальным образом переосмыслил "дрожащий" эпизод в драматическом ключе - получилась знаменитая ария Гения Холода "What power art thou".
Le Concert Spirituel, Нике (2003), бас - Питер Харви
Впрочем, то, что она была написана для низкого голоса позволяет предположить, что Гений Холода - комический персонаж. Если и так, комизм довольно своеобразный и уж точно не современный :) Даже в намеренно дурашливой (само?)пародийной второй версии Нике не сказала бы, что конкретно этот эпизод вышел смешным, очень уж натуралистично замерзает человек:
Click to view
Le Concert Spirituel, Нике (2008), бас - Жоао Фернандес
Ну и еще какое-то время спустя еще один барочный гений создал нечто совсем уж попсовое широко известное:
RV 297 (L'inverno), I Allegro non molto - Freiburger Barockorchester
Причем если в случае с Люлли и Пёрселлом преемственность несомненна, то что, где и когда услышал Вивальди - открытое поле для спекуляций. Возможно, зима везде пела одинаково - зимы в 17-18 вв стояли суровые, самый пик малого ледникового периода. Тогда европейцы знали толк в зимах, не то что сейчас.
Да, а потом пришел [censored] и всем мозги прокомпостировал своей псевдобарочной фильмомузыкойгней. Но о нем не будем.